ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Анатолий Маркуша, писатель:
- Кажется, проблема прокладок на ТВ несколько потеснилась,

Анатолий Маркуша, писатель:
- Кажется, проблема прокладок на ТВ несколько потеснилась, уступив приоритетное место новой теме: "Лучше пиво в руке, чем девушка вдалеке". А что бы значило "правильное пиво" или - "продвинутое пиво"? Как понимать - "пиво, которое тебя выбирает" и еще чище - "пиво с твоим характером"? И такая галиматья атакует нас с утра до позднего вечера. Как терпеть подобное глумление над языком и здравым смыслом?
Нажимаю на кнопку переключения программ, слава Богу, от пива сбежал. На экране "Глас народа". С. Сорокина объявляет тему: "Могут ли сегодняшние политики служить примером для подражания детям?" Поводом для такого рискованного разговора послужило пособие для первоклассников, изданное и распространяемое в Питере. Оно посвящено правам детей с элементами ориентации их на примере Владимира Путина в юности. О пособии судить не берусь. Дискуссия получилась жаркая, с уклоном в политику, высказывались и демократически настроенные гости Сорокиной, и коммунисты, и священник... В конце почти скандального пререкания большинство собравшихся признали: не стоит все-таки даже лучших политиков с медвежьей услужливостью ставить в пример детям.
Сорокина решительно ставила на место излишне распоясавшихся участников, уверенно импровизировала. Эта передача заставила задуматься о мастерстве телеведущего. Редкая эта профессия требует бережного к ней отношения. Правильно ли, что с экрана исчезли В.Флярковский, С.Доренко, блиставший в свое время А. Невзоров? С ними можно не соглашаться, спорить, им следует, я думаю, противопоставлять достойных оппонентов, а убирать с экрана - вряд ли правильно. Это должны понимать и те, кто правит бал на телевидении.
Аркадий Инин, кинодраматург:
- На Олимпиаде был поразительный эпизод: японки, проигравшие в финале, улыбались на камеру (потому что японцы обязаны всегда улыбаться), а чуть отвернувшись, не могли удержать слез (потому что проиграть все-таки обидно).
Из приятных новостей - расширение формата "Интересного кино" Б. Бермана и И.Жандарева. Эти интеллигентные и остроумные знатоки киноискусства, конечно, заслуживают не прежней информационной десятиминутки, а более подробной программы. Тем более что в России действительно уже появляется "интересное кино".
Труднее пока это сказать про телесериалы. Вот, например, "Охота на Золушку" - прекрасная актриса, пристойная режиссура, почти внятный сюжет... Я даже заволновался: неужто мы все-таки пойдем другим, не "мыльным" путем? Но нет, волнения мои были напрасны: авторы не подвели, устроили героине катастрофу, отбили ей память, полная амнезия, в общем, все как у людей - "мыло" бессмертно!
Александр Брагинский, кинокритик:
- На НТВ показали документальный фильм Елизаветы Листовой "К-8. Секретный монумент". Рассказ о гибели одной из первых атомных подлодок в 1970 году звучит сегодня особенно пронзительно после недавней трагедии "Курска". В нем много волнующего и горького - и диалог двух вдов, которые до сих пор со слезами на глазах говорят о своих погибших мужьях, и интервью спасшихся тогда офицеров и матросов, с болью констатирующих, что перепуганное до смерти московское начальство больше думало о спасении любой ценой секретной субмарины, а не людей...
Все это показано добросовестно, в традициях нашей теледокументалистики. Ведущая получила всяческую помощь от командующих флотами - Северным и Черноморским, ей позволили снимать фильм в точно такой же подлодке, что, надо признать, очень наглядно дополняет рассказы моряков. Но она пошла, увы, дальше, иллюстрируя события на терпящей бедствие субмарине с помощью нынешних подводников, соединяя несоединимое, нарушая тем самым законы жанра. Возможно, в другом сюжете это было бы оправдано, но не в данном случае! Ведь каждому телезрителю ясно, что никто тогда не снимал трагедию людей, задыхавшихся от дыма. Инсценируя события, Листова заставила нынешних моряков-подводников даже изображать... трупы погибших. Журналистка не только поступила неэтично - она существенно снизила эмоциональное воздействие драмы, превратив документальный фильм в спектакль.
Юрий Карякин, критик, литературовед:
- "За" - "против", "понравилось" - "не понравилось". В таких категориях мы оцениваем обычно прошедшую неделю. А я хочу сказать о том, что мы не видели. На днях мне довелось посмотреть на видео телефильм Генриха Белля "Петербург Достоевского", созданный лет 30 назад. Гений немецкий познал гения русского. В ту пору писатель по политическим причинам был у нас персоной нон грата. А что сегодня мешает показать его ленту? В ней почти ни слова о Достоевском, но есть образ и Достоевского, и Петербурга Достоевского! Другими - и все равно нашими глазами...
В который раз гляжу, наглядеться не могу на А.Битова, читающего черновики Пушкина, его "Бесы" (канал "Культура" в прошлый четверг). Гениальная наглядность - рождение гениальных стихов. "Когда б вы знали, из какого сора..." А ведь это простое прочтение того, как из черновиков рождался шедевр. Битов открыл способ понимания Пушкина. По-моему, это конгениально. Боюсь и радуюсь, как к этому отнесся бы автор.
Я был, конечно, беспредельно наивен, думая, что одной моей репликой, поддержанной маститыми авторитетами, можно закрыть псевдоюмористический сериал Е.Петросяна, концентрацию пошлости и самоупоения. И теперь я не вижу другого способа достичь поставленной мною цели, как давать Петросяна не раз в неделю, а каждый день и по всем каналам.