ОЛИМПИАДА - ИГРЫ НЕ ДЛЯ БЕДНЫХ

Вопреки опасениям сборная России выступила на Олимпиаде в Сиднее довольно удачно. У нас 32 золотые, по 28 серебряных и бронзовых медалей и второе место в неофициальном командном зачете.

Это гораздо лучше, чем на прошлых Играх-96 в Атланте, однако мощным американцам (97 медалей - из них 39 золотых) мы все равно проиграли. Наверняка россияне во многих дисциплинах могли бы выступить гораздо лучше.
Назовем все своими словами. Провал в гребле академической и на каноэ. Лишь несколько (не золотых) медалей в плавании - а ведь там борьба шла на 32 дистанциях. Больше наград разыгрывалось лишь в легкой атлетике. В суперсовременном бассейне и обошли нас американцы, причем здорово. И если раньше их теснили пловцы ГДР, а потом Германии, то в Сиднее относительную конкуренцию смогли составить лишь австралийцы. На мой взгляд, наши надежды на командное первенство пошли ко дну именно на водных дорожках.
В былые годы страну советов, а затем и Россию, выручали тяжелоатлеты. Но случившееся на помосте с нашими экс-богатырями трудно назвать чем-либо иным, нежели катастрофой. В Атланте явный недобор медалей скрасили победы Петрова и Чемеркина. Пусть их было не так и много, зато наш супер-супертяжеловес самый сильный на всей планете. Но в Сиднее супер-супер занял лишь четвертое место.
Вот здесь-то давайте и остановимся. Беды тяжелоатлетов - как бы отражение мучений всего нашего российского спорта. Тренировались, готовились к Олимпиаде в помещениях типа барачных. Еда для штангиста значит не меньше, чем сама тренировка. А кормили неважно, хотя вроде бы и денег хватало. Мало кто заметил, что Андрей Чемеркин установил три рекорда страны. Ну, казалось бы, что еще нужно было сделать для победы? Бить рекорды мира! Удалось же это иранцу Резазаде, пловцам США, Австралии, Голландии...
И каким только образом? Некоторые события на этой Олимпиаде удивляли. Никогда еще антидопинговый контроль не быль столь суровым и ощутимым. По предварительным данным, специально созданная МОК независимая Всемирная антидопинговая лаборатория выловила 31 нарушителя. В Атланте их было, точнее - было поймано, меньше десятка. Руководитель Медицинской комиссии МОК бельгийский принц Александр де Мерод не скрывал удовольствия. Допинг оказался вне игры.
Но в том-то и дело, что среди пойманных и уличенных оказывались в основном представители стран бедных, тех, что еще недавно шагали с нами нога в ногу на пути к социализму. А не дошагав, пустились во все тяжкие, лишь бы заявить о себе погромче. И здесь болгар, румын ловили в больших количествах, предавая позору и анафеме. Много споров вызвала история с 16-летней румынской гимнасткой Радучан. Девочка вроде бы и не виновата, приняв лекарство. Ее даже не лишили медалей, завоеванных в индивидуальных видах и в командном первенстве, лишив лишь чемпионства в абсолютном личном зачете. Решение странное: ведь, к примеру, многократная наша олимпийская чемпионка Любовь Егорова была дисквалифицирована в свое время за такое же нарушение (капнула в нос эфедринчику) на четыре долгих года.
Но в том-то и дело, что медицинская комиссия словно извинялась перед действительно, наверное, невинной румынкой. Эфедрин дал румынский врач, которому запретили приезжать аж на Олимпиаду 2004 года в Афины. В случае с тотальной дисквалификацией болгарских штангистов вину на себя взял знаменитый болгарский тренер Абаджиев. Осмелюсь заявить, что и тренер-болгарин, и румынский доктор делали лишь то, что и все остальные. Только фармацевтика - спортивная и сугубо специфическая - находится в этих странах на столь же низком уровне, как и уровень жизни. Методы обнаружения на этот раз были сильнее методов обмана.
Что хочу сказать? Что другим самым известным и выдающимся атлетам из стран более благополучных такое удавалось. Олимпийская борьба на аренах во многом превратилась в битву фармакологий. Поймите правильно: не всегда вещества, подпитывающие спортсменов, можно отнести к допингу. Однако именно они помогают находить силы после выматывающих тренировок.
Не намекаю ли я на великую американку Мэрион Джонс, уезжающую из Сиднея с тремя золотыми наградами? Судите сами. Ее муж, он же личный тренер Си Джи Хантер, знаменитый толкатель ядра, был как-то очень деликатно даже не дисквалифицирован, а просто отстранен от соревнований, ибо допинг-проверка, проведенная самими американцами еще у себя дома, обнаружила в организме запрещенные вещества. Я не о яблочке, падающем недалеко от яблоньки. Хотя это и логично. Но таких, как Хантер, в команде США нашлось по одним сведениям 12, по другим - 15 человек. Против них грозились предпринять нечто суровое, предать имена гласности и заодно анафеме, но... Я к тому, что ведущая олимпийская сборная мира предусмотрительно провела предолимпийскую проверку. Точная работа чужих медиков заслуживает самой высокой оценки. А что взять с ребят из Бухареста и Софии?
Кстати, тяжелоатлеты, не наши, на этой Олимпиаде здорово подпортили свою репутацию. Из-за постоянных дисквалификаций все их великолепные достижения ставятся под сомнения. Заговорили и о том, что штангисты не очень-то и достойны выступать на Олимпийских играх.
Ну а как наши? На сей раз российские спортивные руководители заняли принципиальную позицию. Никакой химии! Лучше без медалей, чем с наградами хоть чуть-чуть испачканными грязью. Но о спортивной фармацевтике забывать, на мой взгляд, совсем не надо. Надо искать поиск средств, не выходя, естественно, за грани очерченного и МОКом дозволенного. Пора вновь воспользоваться услугами психологов. Мы же этот метод открыли, мы, как водится, его и подзабыли, сославшись на вечный недостаток средств. А хозяева Игр - австралийцы ввели в штатное расписание своих сборных должности 23 психологов.
Не нарушая суровых правил, не применяя запрещенных веществ, российская сборная может вздохнуть шире и свободнее, если ей как следует помогут специалисты в области психологии, спортивные ученые. И если такое произойдет и случится, быть может, уже через четыре года олимпийская победа в Афинах останется за нами.