04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РЕЦИДИВ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Бекешин Константин
Опубликовано 01:01 05 Октября 2001г.
Первый год XXI века для России, с экономической точки зрения, складывается очень удачно, отчасти благодаря высоким ценам на нефть - основному источнику пополнения доходной части российского бюджета. Устойчивая конъюнктура мирового рынка внесла некоторое успокоение в ряды нефтяников. Казалось бы, наступил долгожданный момент стабильности в положении нефтяной отрасли. Однако ситуация омрачается ожиданием нового этапа борьбы за передел собственности крупнейших российских нефтяных корпораций.

Как ни удивительно, автором идеи выступило Министерство природных ресурсов РФ. Казалось бы, ведомство, которое, в частности, ведает восстановлением минерально-сырьевой базы России и регулированием порядка недропользования, должно привносить в экономику страны исключительно позитивные намерения. Однако новая концепция работы с лицензиями нефтедобывающих предприятий больно уж напоминает карательную практику, которая вряд ли будет способствовать продолжению экономического подъема в российской нефтяной индустрии.
По данным Минприроды РФ, из 50 тысяч лицензионных соглашений, выданных нефтяным компаниям, в 40 процентах случаев отмечены формальные нарушения правил недропользования. Этому факту есть вполне реальное объяснение: большинство соглашений о порядке эксплуатации недр было заключено еще до начала активных экономических преобразований в России. В рыночных условиях нефтяные компании принимают решения исключительно с точки зрения экономической, а не чисто технической целесообразности. В результате растут доходы от основной деятельности нефтедобывающих предприятий, увеличивается эффективность освоения углеводородных месторождений и, что особенно важно, пополняются налоговые доходы бюджета. Безусловно, опираясь на формально выявленные нарушения, можно начать отбирать лицензии у всех нефтяников подряд, но итогом этой разрушительной кампании будет разве что тотальный передел собственности в нефтяной отрасли, который в первую очередь ударит по интересам государства.
Чиновники Минприроды, которые готовы допустить массовый отзыв лицензий на право пользования недрами, почему-то не задумываются о том, кто придет на смену нынешним владельцам лицензий. Сегодня большинство выданных свидетельств на право нефтедобычи принадлежит первой десятке российских нефтяных компаний. Поскольку все они работают приблизительно в одинаковых природных и экономических условиях, не стоит ожидать, что месторождения, не пригодные для немедленного освоения одной компанией, вдруг окажутся выгодным проектом для другой. Таким образом, затея Минприроды приведет к тому, что многие лицензии останутся вообще без владельцев, а это никак не будет стимулировать добычу нефти в России, прирост которой за последний год составил 7 процентов. Больше того, отечественным компаниям придется поумерить свои планы по приобретению НПЗ и сбытовой сети за пределами России, что позволило бы обеспечить надежную переработку и продажу возрастающих объемов добываемой нефти. Теперь инвестиционные ресурсы придется направить туда, куда укажет перст хранителей российских недр, которые предпочитают руководствоваться не экономическим расчетом, а безнадежно устаревшим сводом формальных правил.
Несомненно, исполнение взятых на себя экономических обязательств - это составляющая часть любого бизнеса, и нефтяные компании должны выполнять общие правила игры. Но ведь конфликта интересов в нефтяной отрасли можно избежать, если Минприроды рассмотрит возможность адаптации лицензионных соглашений к сегодняшним экономическим условиям. Такие слова, как "обсудить" или "посоветоваться", куда больше способствовали бы взаимопониманию между органами государственного регулирования и крупнейшими российским компаниями, чем словесные выпады и угрозы массового изъятия лицензий. Европейское сообщество готовится признать за Россией статус государства с рыночной экономикой. Для нашей страны это грандиозный прорыв, свидетельство успеха экономических преобразований, начатых десять лет назад. Однако сегодняшние начинания Минприроды, думается, идут вразрез с курсом рыночных реформ, представляя собой, скорее, печальный рецидив административно-командной системы руководства экономикой.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников