ТИХАЯ ГИБЕЛЬ "ТОВАРИЩА"

Корабли, как и люди, рождаются, живут и умирают. Этот трехмачтовый барк был построен в Германии в 1933 году и при рождении получил имя "Горх Фок" - по литературному псевдониму известного в то время писателя-мариниста. Мне рассказывали, будто хозяева верфи хотели подарить барк Адольфу Гитлеру, но фюрер отказался. В 1945 году "Горх Фок" затонул (или был сознательно затоплен немцами) в Балтийском море. Советские водолазы обнаружили его на дне. Барк был поднят, и замечательный трофей получил новое имя - "Товарищ". На его борту много лет проходили учебную практику курсанты мореходных училищ Советского Союза, а постоянным портом приписки стал Херсон.

Мне довелось ходить на "Товарище" в Средиземном море и Атлантике. Тогда капитаном был Олег Павлович Ванденко, человек незаурядный, отмеченный многими дарованиями. Под его командой барк дважды становился абсолютным победителем международных трансатлантических парусных регат.
На "Товарище" снимались эпизоды более чем тридцати художественных фильмов разных киностудий страны. Назову хотя бы такие, как "Алые паруса", "Капитан Немо", "Судьба резидента", "Мятежный Орион". На борту парусника работали и бывали в гостях у моряков известные актеры Н. Крючков, Б. Андреев, В.Тихонов, В.Лановой, М.Пуговкин, И.Переверзев, А.Вертинская и многие другие.
Но главное, конечно, то, что "Товарищ" стал отличной школой мужества и профессионального мастерства для тысяч будущих капитанов, штурманов, механиков торгового флота.
Помню, как, впервые оказавшись на "Товарище", задал капитану Ванденко наивный и, наверное, бестактный вопрос:
- Зачем отправлять в море курсантов на устаревшем "гриновском кораблике" - ведь им завтра водить современные теплоходы?
- Парусник никогда не устареет, - возразил Олег Павлович. - Здесь моряк и море - глаза в глаза, каждый из нас гораздо острее чувствует взаимодействие судна, ветра и волн. Именно на таком корабле, в тяжелом физическом труде (вручную поставить паруса, поднять якоря) взращиваются в молодом человеке ценнейшие качества характера: смелость, взаимовыручка, способность не теряться в самых экстремальных ситуациях. Ведь на комфортабельном теплоходе, когда сильно штормит, свободные от вахты моряки могут укрыться в каютах, на них начинает работать судовая система жизнеобеспечения. А на паруснике раздается команда: "Все наверх!". Одолеть страх перед бушующим морем, перед высотой, научиться не обращать внимания на качку - это, согласитесь, занятие для настоящих мужчин...
Несмотря на свой более чем солидный возраст, "Товарищ" верно служил сначала советским, а потом украинским морякам. И, думаю, никто не предполагал, что его очередной поход в Германию для капитального ремонта окажется последним. Тем не менее это так. Он уже долгое время стоит неподвижно у причальной стенки в порту Вильгельмсхафен. Причина банальная - не хватает денег, чтобы заплатить за ремонтные работы. Не имея средств на жизнь в столь длительной командировке, большая часть экипажа вынуждена была покинуть "Товарищ". На борту остались лишь капитан Юрий Алексеевич Кущенко с несколькими моряками. Сердобольные немцы помогают им, чем могут, но судьба барка, похоже, предрешена. Его ждет либо корабельное кладбище, либо (если отыщется богатый инвестор) основательная перестройка под прогулочную океанскую яхту для состоятельных туристов. Не исключено, что в этом случае на борту появится и новое (старое) название "Горх Фок".
Впрочем, как сказал мне по телефону первый заместитель начальника Херсонского морского колледжа Владислав Иванович Корниецкий, еще не все потеряно, "вопрос о судьбе "Товарища" может как-то решиться на правительственном уровне".
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР. По сведениям, поступившим только что в редакцию, барк "Товарищ" уже выставлен на продажу. Оставшиеся члены экипажа собираются домой