ФАРУХ ЗАКИРОВ: "ЯЛЛА" ЕЩЕ ПОКОРИТ "ОЛИМПИЮ"

После многолетнего перерыва Москву вновь посетил некогда всесоюзно популярный узбекский вокально-инструментальный ансамбль "Ялла". Концертная программа "Путеводная звезда", посвященная 30-летию группы, собрала, как в прежние годы, полный зал "России". Все это время солистом коллектива остается Фарух Закиров - народный артист Узбекистана, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана... Кроме того, с мая нынешнего года музыкант занимает пост заместителя министра культуры Узбекистана. "Отловить" столь обремененного званиями и делами гостя оказалось делом нелегким. Но "Труду" - газете, которую он знает с юности и которую, кстати, до сих пор уважают в Узбекистане, - гастролер охотно дал интервью.

- Фарух Каримович, каков состав "Яллы" сегодня?
- Уже ряд лет в нем не происходит кардинальных изменений. Помимо меня, еще трое участников играют в группе с 79-го года: Аббос Алиев, Жавлон Токтаев и Алишер Туляганов. Пятый участник - наш художественный руководитель Сарвар Казиев.
- Насколько знаю, вы не только поете, но и пишете песни для "Яллы".
- Это так, но хочу напомнить здесь и о первом руководителе ансамбля Евгении Ширяеве, внесшем большой вклад в создание репертуара и самого имиджа группы.
- Что означает слово "Ялла"?
- Так называется один из стилей узбекской народной музыки - веселый ритмичный танец. Когда-то давно нашей первой явной удачей стала обработка народной песни "Кыз бола" - "Озорная девушка". Там шло нечто вроде припева без слов: "Ял-ла-ла-ла..." Кто-то услышал и воскликнул: "Да это же название группы!"
- А вы знаете, что сравнительно недавно Роберт Плант и Джимми Пэйдж - бывшие участники "Лед Зеппелин" - записали композицию в восточном стиле под названием "Ялла"?
- Представьте, знаю. И вполне возможно, что это произошло не без нашей "подачи" - ведь мы не раз бывали в Англии.
- Кто был вашим кумиром в начале карьеры?
- Конечно, "Битлз". А еще Том Джонс, Энгельберт Хампердинк, Карел Готт, "Би Джиз", Николай Сличенко... Друзья удивлялись: как можно одновременно любить, тем более играть рок и попсу? Но для меня главным всегда было профессиональное мастерство исполнителя, а не то, в каком стиле он выступает.
- А сказались ли ваши семейные традиции?
- Безусловно. Первейшим примером для меня был отец - оперный певец, народный артист. Мама работала в музыкально-драматическом театре. Очень большое влияние на меня оказал мой старший брат Батыр Закиров - замечательный узбекский певец.
- Как возникла идея группы, чей стиль - сочетание фольклора с модерном?
- Эта идея, что называется, витала в воздухе. В 68-м году очень ярко заявили о себе белорусские "Песняры". Их многое роднит с "Битлами", а по части профессионального исполнительского мастерства они, думаю, и превосходят англичан... Успех белорусов окончательно уверил нас, что нечто подобное можно сделать и с узбекским мелосом.
- Однако музыкальные проекты, подобные вашему, - я имею в виду молодежные команды с электрогитарами - в то время на официальном уровне не поощрялись. Вы ощущали на себе давление властей?
- Да как-то не очень. Правда, в прессе велись дебаты о "нездоровом западном влиянии", проявляющемся в музыке ВИА, но больших препон нам не чинили. Может, просто везло... Случались смешные нелепицы - например, потребовали закалывать во время выступления длинные волосы. Тогда за нас вступился какой-то комсомольский секретарь из Москвы: мол, не опекайте ребят, будто они несмышленыши из детского сада. Главное же, думаю, - мы с самого начала заявили о себе как крепкие профессионалы: половина состава вышла из стен театрального училища, половина - из консерватории.
- Что правда, то правда: помню фильм 72-го года "Ждем тебя, парень", где герои идут на концерт "Яллы" - значит, уже тогда вы были известны... Однако справедливости ради замечу, что и правила игры вы аккуратно соблюдали: пели так называемые комсомольские песни.
- Ну и что? К их созданию мы относились так же ответственно, заботясь о качестве текстов и музыки, так что мне за них не стыдно. Кстати, нашего аранжировщика Энмаркса Салихова родители назвали в честь Маркса и Энгельса - что, ему имя менять?..
- В рок-музыке, по-моему, принято, чтобы уважающая себя группа сама создавала свой репертуар. У вас же в ходу произведения, написанные "посторонними" авторами и даже жителями других стран.
- Усугублю ваше "обвинение": вся музыка группы коренится в фольклоре, который, понятно, не нами создан. Но, к примеру, цикл "Города Узбекистана" написан мной. "Звезду Востока" сочинил Тухманов - вовсе не восточный человек, однако она идеально вписалась в наш стиль.
- Я недавно беседовал с Натальей Нурмухамедовой, с которой вы в свое время исполнили суперхит "Канатоходец", да и нынче в Москве она его спела с Мансуром Ташматовым. Так вот, Наталья пожаловалась, что на родине ей чуть ли не ультиматум поставили: или целиком переходи на узбекский язык, или перебирайся в "свою Россию". Она предпочла второе. У вас в республике нынче действительно такие "крутые нравы"?
- При всем уважении к Наталье, должен сказать, что она сгустила краски. Возможно, ей предложили больше петь по-узбекски, а она - человек из русскоязычной семьи - сочла, что это слишком обременительно для нее. Что до меня, то ни с какими проявлениями узбекского шовинизма я не сталкивался, и, насколько знаю, никто из моих знакомых - тоже.
- А вы сами никогда не подумывали о том, что международную звездную карьеру лучше было бы делать в Москве, а не в Ташкенте?
- Узбекская народная мудрость гласит: твой дом там, где покоятся твои предки. Вот группа "Чайф" тоже живет в своем городе - Екатеринбурге, не собирается его менять на столицу - и ничего, на ее популярности это никак не отражается. Хотя я Москву люблю, это прекрасный город, где у меня много друзей.
- А на каком языке вы поете в дальнем зарубежье - по-русски, по-узбекски?
- На обоих этих языках - а еще обязательно хотя бы одну песню на языке той страны, где выступаем. Так было всюду - во Вьетнаме, Израиле, Турции, Швейцарии, на Цейлоне, в африканских государствах... В Германии - тогда еще ГДР - записали 15 песен на немецком, и половина из них попала в первую десятку национального хит-парада. У нас даже есть вариант "Учкудука" на английском, под названием "Here in Asia" - "Здесь, в Азии".
- Теперь, когда вы стали "большим человеком" в Министерстве культуры - легко ли вам самому воспринимать людей искусства, особенно молодых, такими, какие они есть?
- Это, пожалуй, самое сложное в моей сегодняшней работе. Так легко впасть в субъективизм! К каждому нужен индивидуальный подход. Вы и не представляете, сколько молодых людей ко мне приходит с просьбой поддержать их проекты. Но талант, как известно, - явление редкое. Слишком часто за ложной многозначительностью, за претензией на новые формы высказывания стоит элементарный непрофессионализм, а то и леность. Ну представьте себе балерину, которая неподвижно сидит на стуле, а это подается как образчик авангардного балета... Я таким новаторам обычно советую: пойди и элементарно поучись играть, петь, танцевать, а уж потом свое "я" демонстрируй.
- Но столь чтимые вами "Битлз" не имели музыкального образования...
- Это до того редкий случай, что не стоит на него и ориентироваться. Конечно, личность масштаба Маккартни или Леннона я бы разглядел, даже если бы этот человек не владел нотной грамотой. Но, с другой стороны, помню, как строго оценивал мои первые опыты музицирования мой незабвенный брат Батыр - он, профессионал высочайшего уровня, имел на это право. И чем жестче была критика, тем больше пользы она приносила.
- Кого на узбекской эстраде считаете самыми перспективными?
- Из групп это "Сетора" и "Ало". Из солисток - Юлдус Усманова, настоящая звезда. Кому я прочу выход на англо-американский рынок, так это команде "Боляляр" и Руслану Марипову - автору-исполнителю в стиле рэп.
- Есть ли фан-клубы "Яллы"?
- Нет, на Востоке такое как-то не принято.
- Ваши дети занимаются музыкой?
- Слава Богу, нет. Не сочтите это за оригинальничанье, просто я слишком хорошо знаю, как тернист путь артиста. Еще мой отец выражал сомнение - может ли в одной семье быть столько музыкантов. "Надо быть или очень яркой личностью, или не заниматься искусством вовсе" - это его слова... Оба моих взрослых сына обучаются за границей, и отнюдь не музыке. Хотя младший, кажется, начал в ее сторону поглядывать - ну посмотрим... А вот племянница Наргиз, дочь сестры Луизы - уже состоявшаяся певица, что, по-моему, подтвердило и ее участие в нашем нынешнем концерте. Ее на профессиональную дорогу вывел поэт Илья Резник, когда искал вокалистку для музыкального фильма "Невеста из Виадыля". Она даже пела на первом фестивале "Юрмала", но вне конкурса, так как ей года не хватило до возрастного ценза - 16-ти. Сейчас она живет в Америке.
- Какое занятие, после музыки, для вас самое приятное?
- На хобби просто не хватает времени.
- Ваша любимая книга?
- Мои литературные пристрастия так же широки, как музыкальные: от "Лейлы и Меджнуна" Алишера Навои до романов Ильфа и Петрова.
- Заветная и пока не сбывшаяся мечта?
- Выступить в парижском зале "Олимпия". Батыр спел там в 66-м году, а вот "Ялла" пока еще ждет приглашения.