ЗОЛОТО ЭСКАДРЫ

Прогнозы южнокорейских СМИ не оправдались: президент Но Му Хен, посетивший на днях с официальным визитом Москву, не стал поднимать вопрос о том, кому должен принадлежать боевой корабль императорского флота "Дмитрий Донской", затонувший в 1905 году у берегов острова Уллындо во время Русско-японской войны. В Сеуле, "наверху", как и в Москве, считают, что вопрос этот "несерьезен" и пока никто не доказал, что на борту крейсера действительно находится золото на сумму 125 миллионов долларов (по ценам начала прошлого века). Именно такая цифра постоянно фигурирует в материалах корейской прессы.

Некоторые члены южнокорейской делегации в кулуарах проходившего саммита, по данным "Труда", все же пыталась раскрутить "сенсационную находку" кладоискателей. С их слов известно, что в июне 2003 года специалисты Корейского института океанографических исследований и частная компания "Тона констракшн" организовали экспедицию и обнаружили на дне Японского моря военное судно водоизмещением в 5500 тонн времен Цусимского сражения.
Как считают корейские ученые, изучившие полученные с помощью батискафа видеозаписи и фотоснимки, это и есть легендарный русский крейсер "Дмитрий Донской". В разрушенном корпусе судна якобы были обнаружены ящики, в которых, как предполагают, содержатся слитки золота. Корейцы признают, что для полной уверенности им необходимо более тщательно обследовать покоящиеся на дне останки судна, чтобы с уверенностью идентифицировать их. При этом они выражают опасения, что свои права на затонувший крейсер может предъявить Россия.
Официальная позиция России в вопросе о возможном подъеме "Дмитрия Донского" до сих пор не известна. Не ясно и то, насколько безупречны с юридической точки зрения действия корейской компании "Тона констракшн". Ведь затонувший русский крейсер является собственностью Российской империи и, следовательно, современной России как ее наследницы. Кроме того, погибший корабль - братская могила российских моряков.
Из истории известно, что "Дмитрий Донской" - тихоходный (скорость всего 13 узлов) крейсер второго ранга. Во время Русско-японской войны входил в состав эскадры, которая прорывалась к осажденному Порт-Артуру. Крейсер заметно проигрывал в вооружении и скорости как нашему "Варягу", так и большинству японских военных кораблей. После сражения, которое выиграли японцы, российское судно атаковали вражеские миноносцы. "Дмитрий Донской" получил серьезные повреждения и был затоплен оставшимися в живых членами команды в окрестностях острова Уллындо (на русских картах начала прошлого века остров значился как Дажелет).
В основных цусимских сражениях крейсер не участвовал. Однако именно этот исторический факт и обеспечил "Дмитрию Донскому" такую популярность в наши дни. По версии Корейского института океанографических исследований, именно в это время на борт судна была перегружена казна российской эскадры.
"Россия не может претендовать на найденные богатства: крейсер был затоплен в наших территориальных водах и поэтому все имущество судна теперь принадлежит нам", - так заявляют со страниц южнокорейских газет кладоискатели и политики. С ними готовы поспорить в Москве.
"В конвенции ООН по морскому праву проблемы принадлежности затонувших в иностранных водах кораблей и судов не рассматриваются, а посему заинтересованные страны должны договариваться между собой, - считает российский эксперт в области международного морского права профессор Сергей Трубников. Действительно, лет двадцать пять назад японцы обнаружили вблизи острова Цусима затонувший русский крейсер, на борту которого тоже якобы находилось много золота. Однако после того как Россия заявила на него свои права, в Токио отказались от планов подъема судна.
У версии о сказочных сокровищах "Дмитрия Донского" много противников. Однако в Сеуле немало морских романтиков и любителей приключений, которые продолжают в это верить и в качестве аргумента приводят в пример такой случай: в начале 80-х из трюмов британского крейсера "Эдинбург", затопленного во вторую мировую войну немецкой подлодкой, было поднято около пяти тонн золота.
- У российских военных историков весь этот ажиотаж вызывает, мягко говоря, недоумение, - заявил корреспонденту "Труда" Cергей Чернявский, начальник научно-экспедиционного отдела Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. - На "Дмитрии Донском" не было никакого золота. Сумма 125 миллионов долларов сравнима с размерами бюджета Российской империи начала прошлого века! Таким деньжищам неоткуда было взяться на военном корабле. В традициях того времени - держать на борту судна казну. На деньги, хранящиеся там, во время дальних походов закупались продовольствие, питьевая вода, топливо. В сундуках хранились бумажные деньги, аккредитивы на получение в иностранных портах валюты и, можно предположить, небольшие мешочки с золотыми монетами. Но нигде в документах не упоминается о перевозке какого-либо "золотого запаса" из Кронштадта на Дальний Восток. Ссылки на то, что это могли быть денежные средства, скажем, на крупные закупки вооружений или боеприпасов, - совершенно несостоятельны. Так что говорить о сокровищах несерьезно. Кстати, царское правительство во время русско-японской войны очень аккуратно следило за расходами денежных средств. И если бы даже оказалось, что на затопленном крейсере осталось золото, то, уверяю вас, еще сто лет назад его бы попытались достать со дна моря.
Как рассказал российский историк, несколько лет назад некая южнокорейская фирма прислала в адрес Центрального военно-морского музея письмо. Российских экспертов просили подтвердить, что на крейсере "Нахимов", обломки которого также были найдены в Японском море, во времена Цусимы хранилось золото. Потом выяснилось, что эта фирма продавала акции на подъем русского судна. На эту "панаму" очень многие тогда клюнули. Музей дал опровержение, сообщив, что на "Нахимове" никаких сокровищ не было. Авантюристы вскоре исчезли. "Цель нынешнего ажиотажа с "Дмитрием Донским", на мой взгляд, та же - обобрать доверчивых граждан", - считает Сергей Чернявский.
И все же версия о сокровищах на русском крейсере многим исследователям в Южной Корее и России не дает покоя. Корейцы собираются отправить новую экспедицию к острову Уллындо. И на этот раз борт и трюмы "Дмитрия Донского" специалисты обследуют с помощью специального батискафа. По данным "Труда", ряд крупных частных компаний в Калининграде и Владивостоке, специализирующихся на подъеме затонувших судов, готовы предложить свои услуги "Тона констракшн". Глядишь, и правда золотой запас Российской Федерации увеличится на сотни килограммов...