- Наталья Николаевна, вы стали директором в 1990 году, после того как ваш муж Федор Дмитриевич Поленов, внук основателя музея, стал депутатом Верховного Совета РСФСР, где возглавил комиссию по культуре. А он сменил на этом посту своего отца Дмитрия Васильевича. Это, кажется, единственный случай, когда музей почти все время возглавляют члены одной семьи, передавая пост по наследству.
- Да, действительно, так получилось. Василий Дмитриевич Поленов умер в 1927 году. Кстати, похоронен он, согласно завещанию, здесь же, на высоком берегу Оки.
Его сын Дмитрий Васильевич возглавлял музей в самые трудные годы. В 1937-м его с женой арестовали как английских шпионов. Пока они отбывали срок, в Поленово жили их малолетний сын Федор и сестры Дмитрия Васильевича. А директорами за восемь лет перебывало восемь человек - люди случайные, стремившиеся не дать что-то музею, а взять себе.
Дмитрия Васильевича освободили в 1944 году - тогда отмечали столетие со дня рождения его отца. Кто-то, видимо, сообразил, что неувязка получается: страна отдает дань памяти великому художнику-передвижнику, а его сын - в лагере.
Когда Дмитрий Васильевич вернулся, он первым делом провел ревизию музейного фонда, и в результате выявилась пропажа восьми полотен. Был объявлен всесоюзный розыск. Картины нашлись аж во Владивостоке у одного из бывших директоров музея.
- Наверное, после этого Дмитрий Васильевич не хотел подвергать судьбу музея риску и думал о том, что после его ухода место директора должен занять человек, в котором он уверен безоговорочно?
- В 1960 году он написал письмо Хрущеву с просьбой демобилизовать сына, внука Поленова, из рядов Военно-морского флота, чтобы тот занял место на капитанском мостике другого корабля. Так морской офицер возглавил "Поленово". Директором он был 30 лет. Потом работал в Верховном Совете. Это стоило ему двух инфарктов. Умер он в 2000 году.
- За время его директорства "Поленово" стало одним из ведущих российских музеев, авторитет которого велик и за рубежом...
- При Федоре Дмитриевиче были определены основные направления деятельности, продолжающие традиции, заложенные его дедом и отцом. Это работа с фондами и уникальными коллекциями, организация тематических выставок, реставрация экспонатов, интерьеров, усадебных зданий. Как и сто лет назад, двери музея широко открыты детям. Они участвуют в спектаклях "Театра новогодней елки", в праздниках народного творчества, изучают историю искусств, занимаются в компьютерном классе... Отдельная и больная тема - сохранение и воссоздание в первоначальном виде исторического ландшафта.
- Почему это больная тема?
- Потому что есть реальная угроза: если сегодня будет упущено время, то завтра восстановить пейзаж, который был при Поленове, будет невозможно.
- А что изменилось в пейзаже с поленовских времен?
- Например, берег Оки в районе села Бехово, который раньше был пологим, переходил в кладбище, где, кстати, похоронен Василий Дмитриевич и многие члены семьи. А выше - церковь. Место красоты неописуемой, запечатленное на картине Поленова "Золотая осень", которую можно видеть в музее.
После войны в этом знаковом месте почему-то устроили карьер, где добывали известняк. В 50-е годы под давлением общественности карьер закрыли. Но со временем склон стал ползти, образовался крутой обрыв. С него сходит земля, которую весенние воды уносят в реку - каждый год обрыв укорачивается на 3 - 4 метра. До кладбища уже осталось 8 метров.
К чести администрации Тульской области там осознали серьезность проблемы. Выделили деньги на ее исследование, привлекли специалистов, начали работы по консервации склона и его восстановлению. Но в прошлом году деньги кончились, и все встало. Это все равно что во время операции разрезать больного и идти курить...
А напротив того места, где мы восстанавливаем склон, на противоположном берегу Оки - еще один знаковый пейзаж и, конечно же, в самом его центре - карьер. На этот раз - песчаный и действующий. Это уже Калужская область. Между прочим, по документам еще советского времени этот карьер давно закрыт. Уже в нынешние времена мне его обещали закрыть - сначала губернатор Сударенков, а потом губернатор Артамонов. А карьер работает. Такая вот мистика...
Я не против добычи песка и гравия, но всему свое место. А это место единственное в стране как бы задуманное выдающимся художником от начала до конца и запечатленное им на полотнах, которые можно увидеть здесь же и в других музеях.
Для сравнения: в США под Бостоном есть домик, в котором жил Лонгфелло. Так вот. Местная полиция строжайшим образом следит за тем, чтобы пейзаж, который видел из окна Лонгфелло, не изменился ни на йоту - во всяком случае, штрафы за нарушения там огромные.
- Вы были рядом с Федором Дмитриевичем, когда он был директором, а после его ухода возглавили музей. Когда было труднее - раньше или сейчас?
- При советской власти трудностей хватало, но тогда были определенные правила игры - мы знали чего от кого можно ждать. В то же время в любой инстанции были нормальные, здравомыслящие люди, к которым можно было обратиться в минуту жизни трудную.
Очень нелегко было в последние 15 лет, особенно когда все вдруг в одночасье поменялось. Наконец, с великим трудом приспособились к новым условиям. А тут опять перемены. Скажем, раньше мы подчинялись Министерству культуры. Теперь появилось еще федеральное агентство, служба надзора за исполнением законности и охраны памятников - и все это в разных местах. В результате организаций стало больше, нужного человека найти невозможно. А затевалось все ради сокращения аппарата и упрощения пути прохождения документов...
Но и это переживем с Божьей помощью. Больше беспокоит другое...
- Что именно?
- Есть, к примеру, документ "Основной классификатор внутренней экономической деятельности", где отражены все направления деятельности государства. Так вот, в последней его редакции культура, в частности музеи, относится к разделу "прочие социальные и коммунальные услуги". И это в России, где культура испокон веков была понятием государствообразующим.
- "Услуги" - термин рыночный, а мы движемся в эту сторону. Может быть, стоит обратиться к опыту развитых стран?
- Что ж, давайте обратимся. Там, например, музеи находятся на государственной дотации. Плюс серьезная поддержка частного капитала, которому это выгодно и с точки зрения имиджа, и по экономическим соображениям - для тех, кто помогает культуре, предусмотрены весьма ощутимые налоговые льготы. У нас этот механизм не работает. А чтобы он заработал, нужна воля государства.
Нам говорят: зарабатывайте деньги, развивайте рекламу, боритесь за клиента. Сами слова "клиент", "услуги" направляют мою мысль куда-то в бордель или в лучшем случае в парикмахерскую. Конечно, можно пойти этим путем: ориентироваться только на богатых, устраивать для них элитные мероприятия, приглашать знаменитостей, открыть дорогой ресторан, задрать цены на билеты, торговать всем распивочно и на вынос. Но это будет плевок на могилу Василия Дмитриевича, который создал музей для народа. И этого не будет никогда.
- Тем не менее деньги вы стремитесь зарабатывать. С рекламой у вас все в порядке: буклеты, книги, сайт в Интернете. Налажена торговля сувенирами. На въезде в усадьбу недавно построен современный музейный центр с выставочным и лекционным залами, уютным кафе, и даже роскошный, блистающий кафелем и никелем туалет, о котором местные жители слагают легенды...
- Во-первых, все это - элементы нормальной современной музейной инфраструктуры. Мы же должны заботиться о том, чтобы люди, приезжающие к нам, - подчеркиваю: обычные люди - по возможности не испытывали неудобств. Во-вторых, строилось это долго и с немалыми трудностями. Замечу в скобках: если бы мы собирались открыть не кафе, а ресторан со стриптизом, трудностей бы не возникло. И в-третьих, окупится все это не очень скоро - так что наши "заработки" преувеличивать не стоит.
- Кстати, о тех, кто приезжает в "Поленово". Отличается ли нынешний посетитель от прежнего?
- В советские времена половина посетителей приезжали по профсоюзным путевкам. Часто было видно, как люди ждут не дождутся, когда кончится экскурсия, чтобы заняться делом, ради которого приехали, - расположиться на полянке и начать, наконец, выпивать-закусывать. Иногда даже просили отметить путевку группы, которая в музей и не заходила - ведь деньги выделялись на "культурное мероприятие", а не на пьянку на природе. Теперь профсоюз денег не дает, а посещаемость по сравнению с прежними временами выросла в три раза - в год это 150 тысяч человек.
- Как вы это объясняете?
- Чем больше в городе суеты и шума, тем более востребованы места, подобные нашему заповеднику, - здесь люди отдыхают душой, дышат свежим воздухом. Приезжают группами, семьями. Например, часто можно видеть здесь одну семью: дедушку с бабушкой, маму с папой и двоих малышей. Дети уже знают наших лошадок по именам, всю неделю собирают для них сухари. Они приезжают на машине, нередко здесь ночуют. Для них поездка в "Поленово" стала необходимостью. И таких людей становится все больше.