ВАШ ВЫХОД, МАСТЕР

В стране около 1 миллиона учителей. Пять из них раз в году становятся победителями Всероссийского педагогического конкурса, получают фигурки пеликанов, крупные денежные призы (в учительском понимании 100 тысяч рублей - фантастическая сумма) и право представлять на всех уровнях отечественное образование. Из этой же победной пятерки жюри выбирает Учителя года. В 2005-м большой Хрустальный пеликан достался физику из Челябинска Ивану Иоголевичу. На вопрос журналиста: "А нужен ли вообще большинству школьных преподавателей, замученных уроками, проверкой тетрадей и мизерными зарплатами, этот конкурс?", - Иван Александрович ответил: "Необходим! Он содействует повышению статуса учителя, привлекает внимание общества и властных структур к проблемам образования.Сегодня, в День учителя, мы предоставляем слово победителям конкурса "Учитель года России-2005".

ГАЛОПОМ ПО КЛАССИКАМ
На уроках московской словесницы Юлии Марчук (средняя школа N 1741) хрестоматийная классика - не "музейный экспонат", она пульсирует живым словом, заставляет думать...
- По-моему, разработчики стандартов по литературе пытаются убить сразу двух зайцев: с одной стороны, требуют глубокого и проникновенного изучения отечественной прозы и поэзии, с другой - пытаются вместить в обязательную программу "безразмерный" список авторов и произведений. К примеру, в 11-м классе ребята должны пройти всю (!) русскую литературу ХХ века. В результате на "Тихий Дон" Шолохова отводится лишь пять часов.
К сожалению, в 11-м классе официально урезали количество уроков литературы, теперь их только три в неделю. Катастрофически не хватает времени на повторение материала, пройденного в предыдущих классах. А это необходимо. Скажем, в 8-м проходят "Собачье сердце" Булгакова. Разве способны школьники в этом возрасте понять его так, как понимает взрослый человек? Или Пушкин. Слова о его гениальности 14-летние повторяют вслед за педагогами, но до истинного постижения поэтического гения им еще читать и читать "Евгения Онегина". В порядке эксперимента я стала изучать с ребятами "Героя нашего времени" в 10-м классе. И что же? Оказалось, герои Лермонтова могут быть интересны и близки современным юношам и девушкам. В общем, если невозможно, следуя стандартам, совмещать в преподавании литературы качество и количество, то я выбираю качество.
ЕГЭ - НЕ МОМЕНТ ИСТИНЫ
Школьное прозвище преподавателя физики Ивана Иоголевича мгновенно приклеилось к нему и на всероссийском учительском конкурсе. "Дядю Ваню не видели?" - то и дело спрашивали друг у друга участники. Или вздыхали: "После урока дяди Вани нам тут делать нечего". Вряд ли причиной почтительного отношения к 34-летнему педагогу было его внешнее обаяние. Вероятнее всего, чуткая образовательная публика как-то сразу осознала притяжение этой незаурядной личности. Иван Иоголевич 16 лет преподает физику в лицее N 31 города Челябинска. Его ученики не раз завоевывали "золото" на всероссийских и международных олимпиадах. Недавно вышел в свет сборник задач и заданий для 10-11 классов, его автор - Иван Александрович.
- Вполне вероятно, что единый государственный экзамен, пока еще экспериментальный, скоро будет повсеместной нормой. У нововведения есть свои положительные и отрицательные свойства. Серьезный минус, на мой взгляд, заключается в том, что по результатам ЕГЭ невозможно проверить у абитуриента способность рассуждать, определить его ценностные ориентиры. Эти качества раскрываются только в устной беседе с экзаменатором. Есть и другой минус. Когда ребята сдают экзамен по принципу "два в одном", то есть выпускное испытание совмещается с вступительным, для них становится не столь значимым сам момент окончания школы. Но недаром документ о среднем образовании был назван "аттестатом зрелости". Он символизирует переход человека из беззаботного детства во взрослую жизнь. Согласен, единый экзамен упрощает выпускнику жизнь, снимает стресс при поступлении в вуз. Но ощущение важной для каждого человека черты уходит.
К бесспорным плюсам ЕГЭ я отнес бы предъявление единых требований к уровню знаний школьников. Эта общая планка, кстати, заставила многих учеников, а заодно и их родителей, активизировать ослабевший было интерес к физике. Но вообще-то главный вопрос не в том, как проверять знания, а в том, как их давать.
ЗАХОТЕЛОСЬ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Один из психологов, наблюдавший за конкурсом, признался: для него критерий оценки любого педагога весьма прост: "Отдал бы я своего ребенка ему на обучение?" После открытых уроков сельской учительницы начальных классов Татьяны Сараевой из Елецкой области и ее коллеги, и даже члены жюри говорили, что они вспоминали свое детство и завидовали третьеклассникам Долгоруковского лицея.
- Два года назад я начала работать по системе Леонида Занкова. От традиционной методики она отличается тем, что направлена прежде всего не на набор конкретных знаний, которые, как в "почтовый ящик", вкладываются в ребенка, а на его всестороннее развитие. При таком подходе учеба для маленького человечка - не тяжкий долг, а радость. Конечно, способности у ребятишек разные, но мне кажется, их успехи во многом зависят от навыков саморазвития и самореализации, которые приобретаются в начальной школе. Это я и страюсь им дать.
В этом году лицей окончили ребята, которые 11 лет назад были моими первыми воспитанниками. Евгений, Ольга, Елена, Рита получили на выпуске медали. Конечно, в этом заслуга всего педагогического коллектива. Но и моя, надеюсь, тоже.
РЕКТОР МГУ СДЕЛАЛ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
На торжественной церемонии награждения победителей конкурса "Учитель года-2005" эффектная длинноногая математичка из Ульяновска Ирина Ломакина сидела в окружении начальства: министра образования и науки Андрея Фурсенко и председателя жюри, ректора МГУ Виктора Садовничего. Журналисты, наблюдавшие за происходящим из ложи прессы, предположили: главный приз получит Ирина. Но ей достался не большой, а маленький хрустальный пеликан. Она нисколько не расстроилась, так как "болела" за Ивана Иоголевича.
- Виктор Садовничий предложил всей пятерке "пеликанов" пойти на профессорские должности в МГУ. Причем добавил, что это было бы для него большой честью. Не знаю, как расценили эти слова коллеги, но я бы из школы не ушла. Искренне считаю математику "царицей наук" - основой любого образования, в том числе и гуманитарного. Ведь в ней логика совмещается с интуицией, фантазия с четкостью мысли. Заметьте: ни один школьный предмет, кроме математики, не учит аналитически думать.
В предстоящем введении профильного обучения старшеклассников (оно намечается с сентября 2006 года) я вижу некую опасность. Авторы идеи "профиля" любят повторять: ну зачем ребенку математика, если она в будущем ему не понадобится? Но ученик 10-го класса еще недостаточно сформирован как личность, чтобы решать свою судьбу на годы вперед. Кстати, 50 процентов выпускников гуманитарных классов, которым я до этого преподавала, выбрали при поступлении в вузы математику и другие точные науки.