03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПАРАЛИЗОВАТЬ, ЧТОБЫ ПРИБРАТЬ

Вереск Вероника
Опубликовано 01:01 05 Октября 2005г.
23 сентября с.г. в статье "Шли в разные стороны, но встретились" наша газета рассказала о скандальной ситуации, складывающейся вокруг одного из наиболее успешных предприятий Калининградской области - Калининградской портовой нефтебазы - в связи с попытками ее присоединения к Калининградскому морскому рыбному порту, предприятию, кстати говоря, убыточному. Дело доходило до вооруженного захвата (второго за последние полгода) федерального государственного предприятия частным охранным агентством под руководством заместителей и.о. директора порта А. Крайнего. Как мы и обещали, "Труд" продолжает следить за развитием этой скандальной истории. Выяснить удалось немало интересного.

Напомним, расстались мы на том, что генерального директора нефтебазы Сергея Овчинникова, официально числящегося в номенклатуре федерального агентства по рыболовству, по письменному поручению заместителя руководителя федерального агентства по управлению федеральным имуществом Ю. Медведева освободила от занимаемой должности... и. о. заместителя территориального управления по Калининградской области некто Т. Маркина.
Случилось это 19 сентября. Буквально сразу же после признания Высшим арбитражным судом правомочности распоряжения правительства о реорганизации нефтебазы и морского рыбного порта. Пока ознакомимся еще с одним интересным документом, подписанным все той же госпожой Маркиной. Датирован он опять же 19 сентября и называется "Распоряжение о назначении и.о. генерального директора ФГУП "Калининградская портовая нефтебаза" Чиклиненкова В.С." Согласно этому документу приступить к служебным обязанностям новоявленному директору нефтебазы предписывалось с 20 числа того же месяца. Предписание было выполнено буквально: именно 20 сентября со стороны моря на баржах на территорию нефтебазы вторглись вооруженные люди в форме ЧОПа. Возглавляли захват вторые лица из числа руководства рыбного порта, которые в начале нынешнего лета однажды уже пытались точно таким же образом завладеть имуществом нефтебазы. И тогда, и сейчас за операцией чоповцев внимательно наблюдали сотрудники местной милиции, которые в боевые действия никак не вмешивались (по неофициальному признанию одного из работников областной прокуратуры, милиционеры лишь следили за тем, чтобы не было побоища). Поскольку происходящее на территории ФГУПа рассматривалось сотрудниками правоохранительных органов как событие вполне рядовое: банальное вступление в должность нового руководства нефтебазы.
С принятием дел, предписанным пунктом 4 того же распоряжения, все обстоит еще проще.
- Бывшее руководство нефтебазы с территории предприятия просто вытолкали едва ли не в шею, - рассказывает Овчинников. - Даже личные вещи забрать не дали. О передаче документов и материальных ценностей, понятно, речи не велось. Да и кому интересны такие пустяки, если и без того всем можно распоряжаться, как Бог на душу положит!
Просто слов нет!
Зато, на наш взгляд, они должны быть у тех, кто по долгу службы должен расставить в сложившейся ситуации точки над "i".
Знакомьтесь: Юрий Михайлович Сафонов, начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Калининградской областной прокуратуры.
- Юрий Михайлович, как бы вы охарактеризовали то, что происходит вокруг предприятия?
- Есть два аспекта происходящего. Первое - проникновение работников порта на территорию нефтебазы 20 сентября. Здесь прокуратура Балтийского района Калининграда проводит проверку законности действий портовиков. Второе - это проблема, которая должна разрешиться на федеральном уровне между Росрыболовством и Росимуществом: кто будет командовать на нефтебазе и в порту. Кто будет сменять и назначать руководство. Это - вопросы федерального значения.
- Были ли к вам официальные обращения по поводу событий вокруг нефтебазы?
- Да, были. От работников нефтебазы, из ФСБ, от Овчинникова по поводу незаконного увольнения. Идет детальная, скрупулезная проверка.
- Насколько вы в курсе того, что сегодня происходит на спорном предприятии?
- Будем говорить так: ни в транспортную прокуратуру, в том числе Балтийского района, ни в прокуратуру области после 20 сентября не поступало ни одного обращения по поводу чьих-либо противоправных действий в отношении имущества нефтебазы или каких-либо связанных с ней лиц.
- Разве? Но вот у меня телеграмма руководителя федерального агентства по рыболовству С.Ильясова...
- Да, телеграмма была в несколько адресов, в том числе и в наш. Вопрос один и тот же: законность отстранения Овчинникова и назначения Чиклиненкова. Проверяем вместе с другими заявлениями.
- А что вы думаете по поводу увольнения Овчинникова Росимуществом, в то время как и нефтебаза, и порт всегда были и сейчас остаются в ведении Росрыболовства?
- Будем смотреть. Действительно, даже в распоряжении правительства говорится, что именно Росрыболовство должно принять меры по реорганизации нефтебазы и порта, а не Росимущество. Но, понимаете, указания идут из Росимущества. Если бы первые инстанции были в Калининграде, это было бы одно. В данном случае это полномочия Генпрокуратуры, но не прокуратуры области. Переговорите с Вячеславом Николаевичем Ивановым из отдела Генеральной прокуратуры по Северо-Западному федеральному округу. Он стоял у истоков проверки законности известного распоряжения правительства и писал заключение на имя Генпрокурора. Мы же сегодня можем говорить лишь предварительно. Проверки будут проведены, правовая оценка дана и меры приняты. Максимум в течение двух недель.
Мы последовали совету Ю.М. Сафонова и поинтересовались мнением о событиях вокруг Калининградской портовой нефтебазы прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Западном ФО В. Н. Иванова.
- Вячеслав Николаевич, вы, наверное, уже в курсе, что 20 сентября произошел второй захват территории нефтебазы работниками порта.
- Этот вопрос в компетенции Зиныка - прокурора Калининградской области, так как объектом надзора прокуратуры субъекта Федерации являются все предприятия, находящиеся на его территории, не зависимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
- Поговорим о решении Высшего арбитражного суда о правомочности известного распоряжения правительства. Последняя ли он инстанция в делах подобного рода?
- Последняя инстанция в данном споре - это президиум Высшего арбитражного суда. Проблема в том, что органы прокуратуры, если они не участвовали в рассмотрении арбитражного спора, что и произошло на этот раз, в соответствии со статьей 52 АПК практически лишены возможности обжаловать решения, вступившие в законную силу.
- Кто в таком случае может это сделать?
- Тот же Овчинников, поскольку он на сегодняшний день не утратил своих процессуальных прав.
- Вячеслав Николаевич, а вы в курсе, что по решению Росимущества приказом его Калининградского территориального управления Овчинников освобожден от занимаемой должности?
- Нет, я не в курсе. Но увольнять, конечно, территориальный орган Росимущества Овчинникова не может по той простой причине, что вопросы назначения или увольнения руководителей обоих этих ФГУП (имеются в виду и нефтебаза и порт. - Ред.) входят в исключительную компетенцию Федерального агентства по рыболовству.
- В таком случае вам, скорее всего, неизвестно, что уже назначен некий и.о. директора нефтебазы, который в свою очередь передоверил едва ли не все свои полномочия третьему лицу...
- Я думаю, по этому поводу необходимо обращение к заместителю Генпрокурора России или даже Генеральному прокурору.
- У вас не складывается впечатление, что те, кто все это время пытался прибрать к рукам прекрасное предприятие и затем потопить его вместе с портом, практически добились своего?
- Знаете, я был на нефтебазе. И мне понравилась, скажем так, социальная направленность управленческой политики руководства. Вопрос в другом: насколько интересы трудового коллектива соотносятся с интересами отраслевой политики.
- Судя по тому, что сегодня тот же Ильясов стучится во все двери, пытаясь остановить произвол чиновников Росимущества, соотносятся нормально. Хотя это понятно: на лучших всегда возлагаются особые надежды.
- Вопросы определения эффективного управляющего входят в исключительную компетенцию руководства того органа, в ведении которого находится хозяйствующий субъект. В данной ситуации это Росрыболовство.
- Так обжаловано ли в надзорном порядке решение Высшего арбитражного суда или оно все-таки вступило в законную силу? - спрашиваю у Сергея Овчинникова.
- Нет, обжаловать это решение мы пока не смогли, так как команда, захватившая нефтебазу, послала в суд телеграмму, в которой поставила под сомнение мои полномочия. Так что в Высшем арбитражном суде нам до сих пор не позволили ознакомиться с делом. А без этого надзорную жалобу не составить. Возможно, ждут, пока истекут три месяца, отведенные для этого законом. А в общем, как вы думаете, для чего Росимуществу понадобилось практически в пожарном порядке да еще таким сомнительным образом назначать этого самого Чиклиненкова? Для того чтобы он отовсюду отзывал доверенности, которые выдал я, и фактически дезавуировал все мои действия. В том числе и в Высшем арбитражном суде.
- В курсе ли вы того, что происходит на нефтебазе сегодня?
- Только косвенным путем. На днях, к примеру, постоянные клиенты предприятия стали получать письма за подписью того же Чиклиненкова с просьбой переводить деньги за оказанные услуги на неизвестные счета банков, с которыми нефтебаза никогда не работала.
P.S.
Между тем, на наш взгляд, события вокруг Калининградской портовой нефтебазы заслуживают и пристального внимания, и достойной оценки компетентных органов. Хотелось бы услышать четкие ответы на простые, в общем-то, вопросы. Зачем одному федеральному органу исполнительной власти понадобилось претендовать на права и имущество другого федерального же органа власти? И почему именно заместитель руководителя Росимущества Ю. Медведев, вопреки распоряжению правительства, возложившего все необходимые действия по подготовке реорганизации нефтебазы и порта на Росрыболовство, считает себя вправе поступать вопреки указаниям свыше? Возможно, потому, что если бы этим занялся руководитель Росрыболовства, то события развивались бы совершенно по другому - скучному, соответствующему законам, но неугодному кому-то сценарию? А заниматься реорганизацией тот же руководитель Росрыболовства Ильясов, предположим, мог бы поручить человеку, делом доказавшему свою состоятельность хозяйственника, а не людям, фактически доведшим до банкротства предприятие стратегического значения.
Может быть, и по этой причине возникают опасения, что пока одни с усердием будут проверять очевидные вещи, другие, подсуетившись, оставят от процветавшего предприятия рожки да ножки.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников