ПОТОП ДОМАШНЕГО МАСШТАБА

Елена всегда была человеком экономным. И, купив новую стиральную машину, своими принципами не поступилась: чтобы не платить за подключение, позвала знакомого умельца, который сделал все за сущие копейки. Но во время третьей стирки случился потоп.

ДОГОВОРИМСЯ ПОЛЮБОВНО
- Я - на кухне, в ванной машинка крутится, - рассказывала она. - Все вроде нормально. И вдруг звонок в дверь! Оказалось, я соседей заливаю, вода из ванной уже в коридор просочилась.
Увы и ах - водопад извергался из стиральной машины как раз в месте ее подключения.
- Но я по-умному поступила, - похвасталась подруга неделю спустя. - Соседей дальше порога не пустила. А что? Имею право. Но сантехника все же вызвала, чтобы на скандал не напороться.
Дезовский дядя Вася сразу понял, в чем дело: "Это какой же умелец тебе так машинку подключил? Щас комиссию вызову, акт составим". Правда, его жажда деятельности сразу улетучилась, стоило только показать ему емкость с "огненной водой".
Для переговоров с соседями подруга пригласила в качестве экспертов двух знакомых здоровяков ростом под два метра. "Эксперты" зашли и только плечами пожали: "Хорошо, что вы вовремя спохватились, тут ремонта часа на два, а расходов - на банку водоэмульсионки от силы. Вы ж никого приглашать не будете - сами справитесь". Что оставалось соседям? Они согласились. А за 500 рублей в качестве компенсации пострадавшие еще и "спасибо" сказали.
СУД, И ТОЛЬКО СУД
Но, проконсультировавшись с юристами Московского общества защиты потребителей, мы выяснили: в этой ситуации не все так однозначно. Ведь если бы пострадавшие взяли инициативу в свои руки, Елена могла бы "налететь" на очень большую сумму.
- Пострадавшие должны были вызвать представителей ДЕЗа или иной организации, эксплуатирующей дом, составить акт и зафиксировать возникновение протечки. В акте также указывают причину протечки, то есть из-за чего именно произошла авария. Еще пишут, что повреждено и на какой площади, - объяснили юристы. Правда, коммунальщики не имеют права указывать в акте, по чьей вине произошла протечка. Это должны определить эксперты или суд, если до него дойдет дело.
После того как акт составлен и подписан, нужно обратиться в экспертную организацию. Она-то и определит, кто виноват в протечке: эксплуатирующие службы, фирма - изготовитель сантехнического оборудования, сами жильцы или кто-то еще.
Вывод: если не хотите оказаться в подобной истории крайними, не беритесь за ремонт сами и не приглашайте "дядю Васю" с улицы. Он что-то сделал, ушел, и случись что - его с собаками не сыщешь. Совсем другое дело, если ремонтировала или устанавливала сантехнику фирма-подрядчик.
Можно призвать к ответу и фирму - изготовителя оборудования (бракованных труб, подводки, кранов, вентилей и т.п.). По закону она отвечает "за вред, причиненный товаром в течение срока службы или 10 лет, если таковой не установлен". Нужно только сохранить все чеки и предъявить их в суде.
ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ
Авария может случиться и по вине ДЕЗа. По правилам технического обслуживания и ремонта жилого фонда коммунальщики должны не только следить за состоянием оборудования, но и бесплатно его менять по истечении срока эксплуатации. С последним у нас, как известно, большие проблемы. Так что, если авария случилась по вине изношенной сантехники, оплачивать ущерб должен жэк.
В качестве возмещения ущерба коммунальщики могут предложить пострадавш ему бесплатно воспользоваться услугами дезовских маляров и столяров. Если это предложение вас не устраивает, надо обращаться в суд. И здесь не обойтись без экспертизы и составления сметы.
Только учтите: экспертиза стоит денег, и немалых. По решению суда виновная сторона эти траты, конечно, обязана возместить, но сначала выкладывать деньги придется вам самим.
Экспертизу можно заказать в НИИ сантехники или Московском обществе защиты потребителей. Там же или в любой другой специализированной организации можно составить смету. Эксперт-строитель подсчитает причиненный ущерб: учтет стоимость работ и нужных для ремонта материалов. Чтобы оценить ущерб, нанесенный мебели или бытовой технике, опять придется приглашать соответствующих экспертов-специалистов. Вообще же стоимость экспертизы зависит от качества ремонта (обычный или евроремонт) и площади помещения. Точнее от того, сколько квадратных метров пострадало в результате аварии. В любом случае услуги эксперта обойдутся вам минимум в 5 тысяч рублей.
Вот и решайте, что выгоднее: удовольствоваться "пятисоткой", которую сунул вам сосед, или долго судиться с ним, тратя и собственные нервы, и деньги.
ПРЕТЕНЗИЯ - ВСЕМУ ГОЛОВА
Претензию к виновнику надо предъявлять в письменном виде, указав точную сумму, которую вы требуете возместить и сроки исполнения этого требования. К ней прикладывают копию финансово-лицевого счета (доказательство того, что вы исправно платите за техническое обслуживание квартиры и за все коммунальные услуги) и выписку из домовой книги (подтверждение, что вы действительно проживаете в этой квартире). Если же вы зарегистрированы в другом месте, придется предъявлять документ, подтверждающий ваши права собственности на эту квартиру.
Но допустим, виновник аварии вашу претензию не принимает: просто не открывает вам дверь. Что ж, направьте ее по почте с уведомлением о вручении. А второй экземпляр обязательно оставьте у себя. Если ответчик по-прежнему молчит, смело подавайте исковое заявление в суд.
СКОЛЬКО ДОЛЖНО СЛУЖИТЬ САНТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Смесители - 15 лет;
унитазы керамические - 20 лет;
унитазы пластмассовые - 30 лет;
смывные бачки пластмассовые - 30 лет;
ванны стальные - 25 лет;
кухонные мойки и раковины стальные - 15 лет;
кухонные мойки и раковины из нержавеющей стали - 20 лет;
умывальники керамические - 20 лет;
умывальники пластмассовые - 30 лет;
водомерные узлы - 10 лет;
туалетные и водозаборные краны - 10 лет;
задвижки и вентили из чугуна - 15 лет;
вентили латунные - 20 лет.