04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СХЕМА ОБМАНА

Федосов Александр
Опубликовано 01:01 05 Ноября 2002г.
Совсем недавно молодому начальнику Брянской таможни Андрею Сачкову присвоили звание генерала, и он не мог предполагать, что следующей "наградой" станет приказ председателя ГТК об отстранении от должности.

Причины зигзагов генеральской судьбы компетентные чиновники мне толковали столь туманно, что наказание можно было принять за поощрение. И. о. начальника таможни Сергей Тарасенко подчеркнул, что приказ основан на личном заявлении Сачкова и генерал поступает на три месяца в распоряжение председателя ГТК Михаила Ванина. Правда, чем он будет заниматься все это время, неведомо. Представитель пресс-службы ГТК Сергей Амельченко выразился определеннее: "Если человек допустил какие-то нарушения, он обязан за это ответить. В комитете работает служба собственной безопасности, которая и проверяет, кто и как исполняет таможенные правила. Кроме того, существует процедура необходимой ротации кадров".
Замечу, что Брянскую таможню сотрясают скандалы на протяжении последних лет. Сажают за решетку, а потом выпускают и восстанавливают в должности предшественника Сачкова. Запрещают оформление иномарок в Брянске, дабы покончить с широко распространившейся "чернобыльской растаможкой" по льготным схемам. Прокуратура уличает государственную фирму "Ростэк - Брянск", которая подчеркивает свое учредительское родство с таможенной службой, в недостоверном декларировании и сокрытии налогов. Последним скандалом стало шествие протеста, устроенное работниками пограничного автоперехода "Троебортное" минувшим летом.
Одна из возможных причин внезапной "ротации" - лжеэкспорт. Схема обмана государства в свое время была опробована на предприятиях спиртовой промышленности. Нынче она позволяет и в иных отраслях грабить бюджет не менее изящно. Товар отправляется за границу лишь на бумаге, но государство обязано возместить экспортеру НДС. Понятно, что на самом деле происходит не возмещение, а обогащение.
В скандальной сделке такого рода сейчас обвиняется брянская фирма, отправившая за рубеж товар стоимостью более трех миллионов долларов и получившая в виде возвращенного НДС около 700 тысяч долларов. Сколько фирм и чиновников вели подобную игру - это, возможно, скоро станет известно. Видимо, с расследованием подобных дел связано прибытие в Брянск комиссии ГТК. Но никто не предполагал, что похвальная очистительная акция совпадет с парализацией работы экспортеров. Если прежде на оформление документов они тратили день-два, то теперь за кордон пробиваются с боем. Третью неделю у проходных Брянского машиностроительного завода спит в своем грузовике, дожидаясь разрешения на выезд, турецкий водитель. Изрядно одичавший за это время, он стал родным для вахтеров.
Впрочем, связь чистки рядов с задохнувшимся экспортом Сергей Амельченко напрочь отрицает:
- Наши службы работают строго по таможенным правилам. Может, кто-то занимался экспортом через взятки, но сейчас эти пути перекрыты. Так что недобросовестные экспортеры сами виноваты. А для честных предприятий существует упрощенный коридор.
Однако брянская действительность несколько отличается от столичной теории. По словам руководителя службы маркетинга завода "БМЗ-Дизель" Михаила Трушина, стричь стали под одну гребенку и честных экспортеров, и жуликов. Промышленный гигант "Брянский машиностроительный завод" начал продавать свои изделия за рубеж на несколько десятилетий раньше, чем в городе появилась таможня. Тем не менее именно сейчас оформление экспортных операций превратилось в сущий кошмар:
- Мы долго бились над тем, чтобы отладить доставку запасных частей к судовым дизелям в течение 24 часов в любую часть света. Приходит телеграмма из Сингапура - и уже завтра мы на месте. Во всем мире работают именно так. А теперь хоть караул кричи. Мы уже сорвали поставки запчастей в Болгарию, в Украину, в Китай. Таможня теперь требует на каждый винтик чемодан документов. Мы должны объяснить, где взяли заготовку, сколько за нее заплатили, что намерены с ней сделать. В последние две-три недели работать просто невозможно. Такое впечатление, что никто на таможне не хочет брать на себя ответственность. Один отдел отправляет нас к экспертам, те - в лабораторию, отсюда документы переправляют в Москву, а здесь разводят руками: дизели уникальны, в России их больше никто не производит, поэтому оценку дать не можем... В итоге предприятию грозят штрафы, мы теряем партнеров, с которыми работали много лет.
Руководитель другого крупного предприятия-экспортера, опасающийся осложнений в работе с таможней, предпочитает анонимность:
- Мы несколько недель пытались протолкнуть через границу свою продукцию. Если раньше на оформление экспортной операции уходило два-три дня, то теперь на таможне заявляют, что имеют право готовить документы полмесяца.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников