К ПРЕЗИДЕНТУ С ДОКЛАДОМ

Президент Владимир Путин вручил орден "За заслуги перед Отечеством" научному руководителю Высшей школы экономики и главе Экспертного института Евгению Ясину. И получил от награжденного в ответ научный доклад "Бремя государства и экономическая политика (либеральная альтернатива)". Авторы этого труда призывают, как водится, резко сократить присутствие государства в экономике.

Сама идея не нова даже для России. В частности, ее уже не раз высказывал советник президента по экономике Андрей Илларионов. В докладе специалистов Экспертного института тоже говорится: нынешнее отставание России объясняется "вековым постоянным и неумеренным вмешательством властей в экономическую жизнь, подавлением предпринимательства и частной инициативы, иждивенчеством и мздоимством, прямо из этого проистекающим". Кроме того, "бремя государства, которое вынуждена влачить отечественная экономика, гораздо тяжелее, чем явствует из бюджетных отчетов". А у российской экономики есть шанс ежегодно расти на необходимые 8 - 9 процентов только при условии, что государственные расходы резко сократятся.
Пока они недопустимо велики. Расходы консолидированного бюджета в 2002 году достигнут 41 процента ВВП, в 2003 году планируется немногим меньше. Хотя, по расчетам Экспертного института, их оптимальный уровень - не выше 29 - 30 процентов. С учетом "неформальных воздействий" власть имущих на бизнес доля государства в экономике, по оценкам экспертов, составляет примерно 60 - 65 процентов. Это намного больше, чем доля государства в ВВП даже в социально защищенной Швеции. "При таких условиях высокие устойчивые темпы роста российской экономики невозможны. Нужно сокращать бремя государства", - заключают авторы.
Причем, по мнению Е.Ясина, у государства для этого "возможности не просто есть, а их бездна". Например, сегодня в России предприятия и учреждения, полностью или частично находящиеся в государственной собственности, производят примерно 50 процентов ВВП. При этом большинство унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием реально не контролируется государством и управляется в интересах менеджеров с низкой эффективностью. Значит, предлагают авторы доклада, нужно за два-три года преобразовать, продать или закрыть все ГУПы, ликвидировать их как институт. Доли государства в акционерных обществах также следует продать.
Сам Е.Ясин называет переданный президенту доклад "пакетом мер для нового президентского срока" - имея в виду, что вряд ли власть возьмется за серьезные реформы в канун парламентских и президентских выборов. Тем не менее в докладе сказано, что даже нынешний кабинет к 2005 году способен снизить расходы федерального бюджета на 6 - 7 процентов в реальном выражении, или до 16 - 17 процентов ВВП (с учетом единого соцналога). Еще на 10 - 12 процентов могут быть снижены реальные расходы региональных бюджетов. Государство может повысить конкурентоспособность частного сектора, строже контролируя бюджеты естественных монополий. И, разумеется, сократив штат чиновников, но при резком повышении зарплаты оставшимся.
"Предлагается на госслужбе не экономить, - предлагает Е.Ясин. - Сократить численность вдвое, поднять среднюю зарплату в 3,5 - 4 раза с отменой всех натуральных привилегий: 700 долларов в месяц в среднем при дифференциации от 4 - 5 тыс. долларов на уровне начальника департамента до 350 долларов у клерков. Это не спасет от коррупции, но избавит от ее неизбежности, сделает возможным действенный контроль".
А размеры коррупции нынче не просто велики - они практически беспредельны. "Государственные закупки - сфера серьезной экономии бюджетных средств, - говорится в докладе. - Сегодня здесь гнездится коррупция, понятие "откат" известно всем. Закупки для федерального бюджета через процедуры открытых конкурсных торгов в 2001 году произведены на 51 процент выделенных бюджетных ассигнований, и при этом зачастую не обеспечивалась объективность конкурсов. На региональном уровне через открытые торги произведено только 6 процентов закупок... В случае реализации ряда мер, хорошо известных из мировой практики, экономия бюджетных средств может составить до 1,5 - 1,7 процента ВВП".
Таких вполне конкретных предложений достаточно много. Конечно, доклад не ставит целью "открыть глаза" правительству. Как уже заявил зам.министра экономического развития Аркадий Дворкович, министерство "как раз думает на ту же тему, что и профессор, - как снизить бремя государства". Вся проблема в том, что предлагать рецепты значительно легче, чем их осуществлять. В свое время Е.Ясин занимал должность министра экономики России, но больших успехов на этом поприще не добился.
Но известно, что преобразования легче проводить, когда на власть осуществляется "давление снизу". Надо думать, предложения Экспертного института, получившие одобрение экономической общественности, сыграют свою роль катализатора реформ.