03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БОРИС КАГАРЛИЦКИЙ: ИНОГДА ДЕНЬГИ СТОЯТ СЛИШКОМ ДОРОГО

Павлова Аза
Опубликовано 01:01 05 Ноября 2002г.
Внешний долг России, который оценивается примерно в 140 млрд. долларов, стал тяжким бременем для экономики.А откуда, собственно, он взялся? И что надо сделать, чтобы избавиться от этих пут? На эту тему размышляет директор Института проблем глобализации Борис КАГАРЛИЦКИЙ.

БЕРЕШЬ ЧУЖИЕ, ОТДАЕШЬ СВОИ
Само по себе кредитование - неплохая вещь. Главное - знать: 1) на что и на каких условиях берутся деньги; 2) способность их возврата; 3) последствия влезания в долги.
Россия пользовалась кредитами со времен Ивана Грозного. Займы брались в небольших количествах и, как правило, возвращались. Рост внешнего долга начался в первой половине 70-х годов, когда руководство СССР отказалось от косыгинской реформы, предусматривавшей увеличение производства товаров потребления. На фоне арабо-израильской войны возросли цены на нефть, и было решено заменить реформы... продажей "черного золота". А товары закупать за границей. Кредиты нам давали охотно, но под "плавающие" проценты, которые быстро росли. Затем цены на нефть упали, что стало толчком к затяжному кризису, с которым советская экономика так и не справилась.
Получаемые кредиты мы отдавали кредиторам же - за покупаемое оборудование, товары. Брали новые займы, чтобы отдать прежние. Да еще платили проценты. Вообще кредиторы любят запутавшихся должников: Бразилию, Боливию, Польшу и нас в том числе. Потому что такой стране диктуют, как следует жить.
В ХХ веке при предоставлении кредитов покупается не только экономическое, но и политическое влияние. Значительная часть приватизированных предприятий захватывается. Из местной буржуазии создаются ориентированные на Запад представители корпораций кредиторов. Создается внешнее управление страной.
КОГОТОК УВЯЗ - ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ
Мы это на себе отчасти уже испытали в силу нескольких причин. Прежде всего из-за отсутствия государственной политики внешних займов. С 1990 года взятие кредитов, их расход толком не контролировались. "Политику" государства характеризует тот факт, что правительства Черномырдина и Кириенко вносили в бюджете внешние займы (т.е. влезание в долг) в графу "доходы". И Дума их утверждала как доходную часть бюджета. Каково!
Или такой популярный механизм, как реструктуризация. Это предмет особой гордости правительств. В Минфине были и есть даже специалисты-переговорщики. Прелесть реструктуризации (т.е. переноса долга) в том, что он уйдет другому правительству, а действующее умывает руки. Но и новое не страдает: "Долг же не наш, достался в наследство!".
Кредиторам (МВФ, Парижский, Лондонский клубы) реструктуризация тоже нравится. Они ставят более выгодные для себя условия, должника держат на коротком поводке. Общество же в неведении: почему нет отдачи от полученных займов, а страна работает на возврат долгов, даже точная сумма которых неизвестна?
КОМУ КОРЕШКИ, КОМУ ВЕРШКИ
Мы были гарантами кредитов социалистических стран. К примеру, Герек (Польша) или Кадар (Венгрия) брали кредиты и притом понимали - платить не обязательно. Еще одни "вершки" - принятие Россией на себя долгов бывших союзных республик при распаде СССР. Компенсацией должна была стать советская собственность за рубежом. Но подоспела приватизация. Образовавшиеся частные компании подсуетились, взяв за бесценок в свое владение стоящие огромных денег объекты. Например, офис Аэрофлота на Елисейских полях в Париже, "культурные центры" в ближнем и дальнем зарубежье...
Наличествовало, как всем (кроме Генпрокуратуры?) известно, и прямое воровство под видом приватизации. Условия для этого были созданы: госсобственность за рубежом не подсчитана, не инвентаризована, управление ею не организовано.
ДОБЫВАТЬ СВОЙ ХЛЕБ "В ПОТЕ ЛИЦА ЧУЖОГО"
Это хорошо умеет основной кредитор - МВФ. Создан (как и Всемирный банк) после второй мировой войны для благородной цели - помощи бедным странам. Он был изначально институтом ООН, но и акционерным обществом. Страна-участница вносила свой пай и имела соответственное число голосов. У США изначально был контрольный пакет акций, они могли принимать единоличные решения. Так МВФ превратился в инструмент казначейства США - причем для решения не только экономических вопросов, но и политических. Второе место у стран Европейского союза. Им бросили кость - дали представлять первых лиц МВФ. Но это ширма, куда больше прав у секретаря казначейства США. Он может дать деньги, а может и не дать - правда, с разрешения конгресса.
А вот, скажем, Япония не имеет возможности принимать решения. Тем более что у нее свой взгляд на то, как развивать чужую экономику. Она хотела бы учитывать суверенитет стран-должников. И в отношениях с нами не использует проблему северных островов как рычаг давления в финансовых вопросах. У США - другая позиция.
МВФ берет на себя все виды долгов у стран-должников, частных компаний, банков и т.п. Более того: переводит долги на себя и дает деньги на их погашение, чтобы... вернуть долг себе. В итоге растут новые долги и проценты, а страна-должник ведет экономическую политику, выгодную МВФ и западным странам. Так, разработаны специальные программы "структурных изменений экономики" для стран-должников: России, Бразилии, Мексики... Я знаком с таким трехтомником рекомендаций МВФ по исправлению нашей экономики. Там даны оценки перспективам развития сырьевых баз, энергетики, даже сельского хозяйства. Но про промышленность просто "забыли". Нам уготовят роль страны-колонии, сырьевого придатка.
МВФ требует массовой приватизации, отмены валютного контроля, демонтажа социальных гарантий (бесплатного образования, медицины), реформы ЖКХ и т.д. Если такие гарантии предусмотрены конституциями, то тем для них хуже - МВФ требует их поменять. Некоторые страны-должники это сделали.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯНЫЧАРЫ
Когда-то Оттоманская империя забирала мальчиков покоренных стран и делала из них турецких янычар - преданных служителей султана. Нечто похожее практикует для себя МВФ. Фонд проводит семинары молодых людей из государств-должников в Гарварде, других местах. Они возвращаются в свои страны, становятся госслужащими с привитыми интересами и менталитетом МВФ и транснациональных менеджеров.
Правительство постперестроечной России, например, наши экономические законы давно привело в соответствие с требованиями МВФ. Так что Гайдар и тут шагал впереди. Приватизация нефтедобывающих промышленных предприятий произведена строго по их рецептам. У нас появились нефтяные олигархи, и на подходе - электрические. Оценку затеянным "отцом приватизации" реформ в энергетике дал советник президента А. Илларионов, назвав их размашисто: "национальным позором".
К слову, известные независимые экономисты очень нелицеприятно высказываются по поводу рекомендаций МВФ по изменению экономики стран-должников. Советник мэра Лондона Джон Росс (ранее жил в России) заявил, что трехтомник рекомендаций обрекает страны на голод и нищету". Американский специалист по долгам, экономист Сьюзен Джорж утверждает: "Структурные изменения - это геноцид, так как выживание людей не ставится их задачей".
В Боливии в рамках реформы ЖКХ приватизировали... воду. Четвертая часть населения страны не смогла за нее платить. Тогда воду отключили(!) Народ вышел на улицы, построил баррикады. Началась смута, правительство ушло в отставку. Приватизацию воды отменили.
ДЕЛО ПОМОЩИ УТОПАЮЩИМ
Недавно Фидель Кастро предложил создать картель стран-должников. Чтобы разработать механизмы для проведения международной инвентаризации долгов стран-должников и их списания. Мы не согласились с предложением и блокируемся с Западом, ибо являемся не только страной-должником, но и страной-кредитором. Для России важно иметь законодательную базу для получения внешних займов, обязательную легитимность кредитов. Поэтому давно пора законодательно предусмотреть: на какие цели берутся кредиты, выработать критерии эффективности займов, принять механизм контроля за их расходованием и выплатой процентов по долгам.
А пока страна работает на погашение долгов, расплачивается народ. А "новые русские" процветают, уверовав в сомнительную закономерность: "Кто наломал дров - тот и перезимует".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников