09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

У ДУТЫХ ПАРТИЙ ВЕК НЕДОЛОГ

Игнатов Владимир
Опубликовано 01:01 05 Ноября 2003г.
Не так давно в России был проведен каверзный социологический опрос, в ходе которого предлагалось высказать отношение к политической силе, которой на самом деле не существовало - Партии справедливости и правопорядка (ПСИП). Результаты оказались почти сенсационными: "положительно" - ответили более 60 процентов респондентов, а 14 процентов опрашиваемых готовы за нее проголосовать на парламентских выборах. Наши сограждане "купились" на заманчивые слова - "справедливость" и "правопорядок". О наивности российского избирателя на страницах "Труда" рассуждает известный политолог, президент Центра политических технологий Игорь БУНИН.

- Игорь Михайлович, можно ли умом понять и обосновать, такие вот, мягко говоря, виртуальные политические предпочтения довольно большого числа россиян?
- Запросто. Выявленные опросом 14 процентов проголосовавших за несуществующую "партию прошлогоднего снега" - пессимисты. "Классические" предложения на политическом рынке не соответствуют их спросу. Этих людей не устраивает, что богатые по-прежнему богатеют, а бедные - беднеют, что высока коррумпированность. Они жаждут справедливости и правопорядка. Помимо мифической ПСИП, россиянам предлагалось определить свое отношение и к реально существующим новым партиям. Таким, как партия Возрождения России, Народная партия и Евразийская партия. И все те же 14-15 процентов опрошенных выражали им свои симпатии.
- Получается, "новые политические русские" могут потеснить, а то и вытеснить привычные партии из парламента?
- Комплиментарные проценты вовсе не обязательно означают, что все наши политические "новички" могут на них рассчитывать во время выборов. Это скорее аванс, реверанс от избирателей. Яркий тому пример - пресловутая "Партия справедливости и правопорядка". Основываясь на результатах вышеупомянутого опроса, ушлые политтехнологи срочно создали и зарегистрировали партию с близким названием. Сейчас она идет на выборы в блоке с другой малоизвестной партией. И что? Ее выборный рейтинг не дотягивает до 1 процента. Не блещут рекордами и другие вновь созданные партии со звучными названиями.
А все потому, что на самом деле люди голосуют не за партии, а за идеи, лидеров и бренды. Если хотя бы одного из этих трех элементов нет в наличии - партия тяжело, а подчас неизлечимо больна. Большинству новых партий, на мой взгляд, не хватает брендов, полноценной "торговой марки" на политическом рынке.
- Какие же российские партии можно отнести к носителям брендов?
- Устоявшихся политических брендов немного. Это КПРФ с ее "назад, к победе коммунизма!" Это "Единая Россия", которая "за эту власть, за этого президента". Это СПС, призывающая быстрее бежать на Запад, вслед за Западом. Сюда же можно отнести и ЛДПР с ее классическим: "да пошли они все!". Симпатизировать россияне могут кому угодно, но голосовать будут в основном за них. "Пепси" и "Кока-Колу" пьют вовсе не потому, что они эталон вкуса, а потому что марки раскрученные, признанные...
- А могут появиться новые бренды?
- Для этого нужно время, но в целом у нас изменения в существующих партиях и появление новых не просто возможны, а даже прогнозируемы. Например, высока вероятность, что названия отечественных партий придут наконец в соответствие с их идеологией. Зарубежные политологи просто не понимают, как некоторые партии, не являясь ни либеральными, ни демократическими, позиционируют себя таковыми. Скорее всего, лопнут многочисленные партии-"мыльные пузыри", раздутые под конкретных персонажей, например, за счет олигархического капитала.
В нашей стране пока только идет формирование устойчивой партийной системы. В странах, где демократия уже "пожилая", где существуют выборные традиции, партийная жизнь и процедура голосования сильно отличаются от наших, "подростковых".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников