10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧТОБЫ ВОРОВАЛИ МЕНЬШЕ

Кирилин Александр
Опубликовано 01:01 05 Ноября 2003г.
По прогнозам МЭРТ, если этот закон заработает, государство сэкономит до 1,5 млрд. долларов в год. А чиновники эти деньги потеряют.

Называется новый законопроект "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение заказов и оказание услуг для государственных нужд". Готовился он долго - три с половиной года. Документ очень "денежный": он обяжет проводить тендеры (конкурсные торги) на поставки почти всех видов товаров и услуг, предназначенных для государственных нужд. Ибо в этой сфере "крутятся" огромные деньги: в 2002 году объем закупок для госнужд составил более 300 млрд. рублей, а в будущем, 2004-м цифра вырастет до 750 млрд., включая бюджеты всех уровней и государственный оборонный заказ. И хотя любой чиновник поклянется, что средств "его" ведомству выделяется недостаточно, тратятся эти деньги крайне расточительно.
Летом Главное контрольное управление президента (ГКУ) обнародовало некоторые неполные, но показательные цифры. По результатам проверок ГКУ, за последние три года только на федеральном уровне около трети госзаказов было оформлено без всяких конкурсов. Еще треть не подтверждена расчетами, обосновывающими выбор той или иной компании-поставщика. Во многих регионах ситуация еще хуже. Да и сами общероссийские или региональные конкурсы чаще всего носят закрытый характер, что позволяет чиновникам выбирать в качестве партнера только "нужные" компании. В целом по России в первой половине 2003 года доля открытых конкурсов на поставку чего-либо для госнужд составила лишь 6,2 процента.
Теперь вспомним, что на будущий, 2004 год объем госзакупок составит три четверти триллиона рублей. И учтем, что мировая практика свидетельствует: конкурсные процедуры при таких закупках позволяют экономить до 30 процентов стартовой цены. В нашей стране, где большинство цен еще далеки от рыночных и чаще всего носят "дутый" характер, экономия может быть еще большей - от 5 до 10 млрд. долларов. Правда, МЭРТ на такой успех не рассчитывает и надеется на первых порах получать экономию "всего" в 1,5 млрд. долларов ежегодно.
Для этого в законопроекте устанавливается четкий порядок организации и проведения тендеров - с тем, чтобы оповестить и привлечь к ним как можно больше претендентов на поставки. Сами конкурсы должны стать максимально прозрачными - для чего по итогам торгов конкурсные комиссии должны будут вносить в специальные протоколы точные критерии определения победителей. А самое главное - к большинству конкурсов теперь будут допущены иностранные поставщики. Исключение составят тендеры, проводимые для нужд национальной безопасности и обороны страны.
Впрочем, некоторые льготы отечественным производителям останутся. В частности, они получат право держать цены выше, чем у иностранных конкурентов, но не более чем на 15 процентов.
Сейчас законопроект дорабатывается, и в ноябре, вероятно, будет внесен в Госдуму. Однако многие эксперты уже сегодня сомневаются в эффективности документа. Ведь различных нормативных актов, обязывающих чиновничество проводить госзакупки почти исключительно на конкурсной основе, хватает и сегодня. Тем не менее коррупция в сфере госзакупок достигла предела. Данные Контрольного управления президента - яркое тому свидетельство. О повальном воровстве в этой сфере постоянно твердят и аудиторы Счетной палаты... А результат - нулевой. Практически неизвестны случаи, когда бы на федеральном или региональном уровнях хоть один чиновник, разрешивший бесконкурсные госзакупки на миллионы или даже миллиарды рублей, был уволен "по недоверию".
В новом законопроекте также нет статей, сулящих наказание нарушителю "тендерного" порядка - вплоть до увольнения. Подразумевается, что ошибиться может каждый, а в случае выявления "личной корысти" на проворовавшегося чиновника будет заведено уголовное дело. Однако наша практика свидетельствует: уголовные дела по таким статьям возбуждаются крайне редко, еще реже они доводятся до суда, и лишь единицам казнокрадов выносятся обвинительные приговоры. Остальные же коррупционеры, оправданные столь любимой чиновниками поговоркой "не пойман - не вор", благополучно остаются на прежних ролях. Или, если не забывали делиться с вышестоящим начальством, даже идут на повышение...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников