ПЯТЬ ЛЕТ ПОСЛЕ ДЕЙТОНА

Исполнилось пять лет с момента заключения Дейтонских соглашений. Это событие ознаменовало завершение четырехлетней братоубийственной войны на территории бывшей югославской республики Босния и Герцеговина.

Тогда, в 95-м, были определены четкие границы республики и составляющих ее двух государственных образований: Мусульмано-хорватской федерации и Республики Сербской. Введенные в начале 1996 года на территорию БиГ международные Силы по выполнению соглашений разделили бывших противников. При непосредственном участии и контроле мирового сообщества фактически заново были созданы государственные институты. Во главе страны встал президиум Боснии и Герцеговины, в состав которого вошло по одному представителю от сербов, хорватов и боснийцев (мусульман). После сентябрьских выборов 96-го была сформирована парламентская ассамблея БиГ и совет министров.
Основную роль во всем этом процессе играли и продолжают играть американцы. Они прочно обосновались в республике. Построили огромную военную базу в районе боснийского города Тузла. Численность военного контингента США в начале операции достигала 37 тысяч человек. Он и по сегодняшний день остается самым большим в составе миротворческих сил.
Казалось бы, кровопролитие остановлено, страна создана заново на основе демократических принципов, что предполагает свободное волеизъявление населяющих ее народов. Но, как показала практика, новые республиканские и местные власти не получили самостоятельности. Они продолжают испытывать серьезное давление со стороны международных посредников. Без их согласия не обходится ни одно назначение на руководящие посты в республике. В результате этого в исполнительных структурах страны оказались люди, угодные прежде всего американцам, но зачастую не поддерживаемые населением.
К осложнению обстановки приводят также действия Международного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ). Как заявил 21 ноября постоянный представитель РФ при ООН Сергей Лавров, деятельность трибунала с самого начала "оказалась политизированной", что выражается в первую очередь в предвзятом отношении к сербской стороне. Напомним, что одной из причин успеха операции по разделению сторон в 1996 году стал отказ от исполнения международными силами полицейских функций и преследования военных преступников. Должна ли сейчас Гаага брать на себя ответственность за определение правых и виноватых в этой войне? Отлавливание по всей Европе "слишком провинившихся", по мнению МТБЮ, лидеров боснийских сербов, хорватов и мусульман только подбрасывает дров в балканский костер.
К сожалению, также до сих пор не решены и экономические проблемы региона, сохраняются сами корни раздора. Надежды на массированную западную экономическую помощь и инвестиции так и не материализовались. Жизненный уровень основной массы населения крайне низок, распространена безработица, не преодолена разруха. Основной источник дохода для населения - это обслуживание различных международных структур и миссий на территории республики.
Благим пожеланием остается налаживание политического диалога и доверия между национальными общинами. Об этом говорят и результаты проведенных весной этого года муниципальных выборов, на которых люди голосовали, руководствуясь национальной принадлежностью, и предпочли в основном национал-радикалов. Схожую картину дают и состоявшиеся недавно республиканские выборы. На них избиратели оказали поддержку тем же политическим партиям, что стояли у истоков боснийского конфликта. В Республике Сербской победу одержала Сербская демократическая партия, в Мусульмано-хорватской федерации подтвердили свои лидирующие позиции Хорватское демократическое содружество и Партия демократической акции (мусульмане).
Спустя пять лет после Дейтонских соглашений идея создания на территории Боснии и Герцеговины многонационального не на словах, а на деле единого демократического государства так и не воплощена в жизнь. Республиканец Джордж Буш, понимая, в какое болото угодили США, уже заявил о намерении в случае его прихода к власти вывести американских миротворцев из Боснии.
Возникает правомерный вопрос: как мировое сообщество, и прежде всего Запад, не достигнув поставленных целей в Боснии и Герцеговине, может заниматься урегулированием кризиса в другой горячей точке бывшей Югославии - автономном сербском крае Косово?