ПЕЧАЛЬНЫЙ САД КАМНЕЙ

30 ноября и 8 декабря 1941 года нацисты и их пособники уничтожили здесь 25 тысяч евреев. А

30 ноября и 8 декабря 1941 года нацисты и их пособники уничтожили здесь 25 тысяч евреев. А сейчас появились тысячи камней, символизирующих души убитых. По свидетельству автора многочисленных книг о холокосте Леонида Коваля, "после освобождения Риги в 1944 году из 80 тысяч евреев Латвии в живых осталось 162 человека". Власти "новой" независимой республики всячески избегали воспоминаний об участии местных националистов в геноциде евреев. Потому сенсационно прозвучали на открытии мемориала слова премьер-министра республики Эйнарса Репше:
- Нам необходимо начать процесс признания тяжелейших этапов истории, открыто и честно их оценить.
А посол США Брайен Карлсон, по свидетельству газеты "Час", назвал факты, признания которых всячески избегали в Риге.
- Из 1700 убийц от 1000 до 1500 составляли жители Латвии, мобилизованные в спецформирования, окружную полицию, полицию Рижского городского батальона, и около сотни охранников Рижского гетто.
... Гитлеровцы гнали несчастных людей по дороге на Даугавпилс. Место, где колонны останавливались и людей заставляли раздеваться, авторы мемориала пометили конструкцией из переплетающихся стальных прутьев, внутри которых - камни. Затем - врата ада: гранитные створы со стальными шипами. Центральная композиция - это сотни камней, верхушками указывающих на небеса.
- Каждый камень обозначает семью или дом, - рассказал журналистам руководитель группы авторов Сергей Рыж. - Между камнями-домами - тропинки: улицы гетто.
В центре возвышается стальное дерево, по форме похожее на менору - святой источник света, символизирующий веру народа.
Открыла мемориал президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. Она объявила этот день - Днем траура и памяти для всей Латвии. Трагедия произошла на этой территории и в этом "принимали участие и наши люди", подчеркнула президент.
Можно ли считать ее слова покаянием? Скорее, его началом. Ни одного пособника гитлеровцев не осудили за годы независимости в странах Балтии, хотя в Риге и Таллине всячески преследуют советских ветеранов войны.