МЕЖ ДВУМЯ РОЯЛЯМИ

Валерий Сюткин в течение двух с лишним десятилетий пел в различных группах, в том числе таких, названия которых теперь помнят только специалисты, - например, "Телефон", "Фен-о-мен". Известность пришла к нему как к солисту группы "Браво". Валерий не только пел в ней, но и писал хитовые тексты для песен "Вася", "Оранжевый галстук", "Московский бит". Уйдя из "Браво", певец пустился в самостоятельное плавание по волнам шоу-бизнеса. С недавнего времени Валерий Сюткин ведет программу "Два рояля", выходящую на телеканале "Россия".

- Валерий, в свое время вы отказались вести шоу "Угадай мелодию", а вот теперь взялись за "Два рояля". Что с тех пор изменилось?
- "Угадай мелодию" - замечательная игра, и я без сомнений согласился бы на предложение Юрия Николаева и Влада Листьева, обратившихся ко мне еще до того, как Валдис Пельш был утвержден на роль ведущего. Но тогда меня по рукам и ногам связывали обязательства перед "Браво". В те годы мы много гастролировали по стране, и съемки "Мелодии", проходившие три раза в месяц, было просто невозможно увязать с моей основной работой.
- Неужели сейчас съемки программы, выходящей еженедельно, не мешают концертной деятельности?
- Участие в программе никак не нарушает моих концертных планов, потому что "Два рояля" снимаются несколько раз в год трехдневными циклами, за которые записывается по четыре программы в день.
- Телевидение не приносит таких денег, которые вы могли бы заработать концертным "чесом". Чем же вас привлекла программа "Два рояля"?
- Когда я согласился вести передачу, то высказал пожелание, чтобы в ней преобладали песни, составляющие сокровищницу отечественной эстрады: мелодии Дунаевского, Богословского... Массовая культура последнего десятилетия породила множество примитивных штампов. Вся она какая-то сделанная, ненатуральная, я ее называю "пластмассовой культурой". В нашей же передаче звучат мелодии, способные душевно согреть. Не всегда они, конечно, исполняются суперкачественно, но ведь не в этом суть программы - это же не музыкальный конкурс.
- Насколько вам уютно в новом амплуа?
- Не мне судить, как хорошо у меня это получается, но я себя чувствую в этой роли достаточно естественно. Шутки и реплики заранее не придумываю. Не считаю, что с экрана нужно умничать или, наоборот, рядиться в дурачка. Стараюсь оставаться самим собой. Говорю нормальным языком, не бравирую жаргонными словечками вроде "плющит" и "колбасит". Например, с Надей Бабкиной я общался перед камерой точно так же, как в жизни. А с Витасом, с которым почти не знаком, позволил себе маленькую иронию, спросив: "Скажите, можно подержать вас за жабры?" Я считаю, что у нас в стране много образованных и интеллигентных людей, и стараюсь делать программу для них.
- По какому принципу вы приглашаете гостей?
- Вообще-то это работа редакторов, и я никакого представления о том, как она осуществляется, не имею. Прихожу на съемки, и меня ставят перед фактом: сегодня у нас в гостях такие-то артисты. И моя задача - не заполонить собой эфир, а создать такую теплую и дружескую атмосферу, чтобы зрители, смотрящие программу, могли бы спеть вместе с нами.
- Вам не кажется, что этот формат, существующий на нашем телевидении более пяти лет, несколько устарел? Ведь сейчас в моде иные программы вроде "Большой стирки" или "Окон".
- В нашей программе нет никакой грязи, и меня это полностью устраивает. А вести какое-нибудь шоу, где героев провоцируют на малопривлекательный душевный стриптиз, мне кажется порочным. Да, я сам испытываю интерес к жизни великих людей - но только к тем сторонам их жизни, которые, собственно, и сделали их великими.
- До вас программу "Два рояля" вел Сергей Минаев. Возникли ли какие-либо трения между вами при передаче "жезла ведущего"?
- Мы с Сережей старые приятели. Когда мне предложили вести эту программу, я позвонил Минаеву, и тот сказал, что ничего не имеет против меня. Сам он, как выяснилось, уже больше года в программе не снимался, и в эфир ставились повторы лучших выпусков прошлых лет. Так что наши отношения ничуть не испортились.
- Как долго вы намерены пробыть в роли ведущего этой программы?
- Если мой стиль ведения - "солидно, но с легкой иронией" - вполне устроит тех, кто на телевидении принимает решения, то это может продлиться несколько лет. Что будет дальше - не знаю. Я ничего заранее не планирую, живу как живется. Одно могу сказать: увидев себя на экране со стороны, разглядел массу недостатков, над которыми мне еще предстоит работать.
- Есть ли что-то общее в ощущениях, когда поете на концерте и когда ведете программу?
- Нет, ощущения совершенно разные. Концерт - это постоянное соло. А здесь нужно дать возможность гостям проявить себя, но в то же время сделать так, чтобы их самовыражение оставалось в русле программы, чтобы она не превратилась в рекламу и без того знаменитых артистов.
- Но ведь появление Сюткина на экране в качестве ведущего - это тоже своего рода реклама ...
- Если программа будет содействовать продаже моих альбомов, это отлично. Но я, честно говоря, об этом не думал. Ведь в России, даже если твой альбом стал платиновым, все равно на этом заработает кто-то другой. Сегодня в отечественном шоу-бизнесе из-за традиционного неуважения к правам авторов и исполнителей продажа альбомов не является для артистов источником доходов, сопоставимым с заработками от концертов. В мире же, наоборот, все живут гонорарами от альбомов и концертную деятельность воспринимают в основном как рекламу собственных записей.
- Вы довольны сегодняшним витком своей музыкальной карьеры? Не является ли ваше появление на телеэкране попыткой вернуть слегка померкшую популярность?
- Я отдаю себе отчет в том, что каждый популярен настолько, насколько заслуживает. Не склонен к завышенной самооценке, но считаю, что свое дело делаю хорошо, и оттого нахожусь в гармонии с самим собой. Моя семья не бедствует, мы живем вполне достойно, так что все нормально.
- И все же - неужели вы никогда не испытываете ностальгии по временам сверхпопулярности "Браво"?
- Ностальгия в том смысле слова, в каком его часто употребляют сегодня - то есть ощущение, будто все лучшее осталось в прошлом, - мне не свойственна. Конечно, от тех лет осталась масса приятных воспоминаний. Да, мы тогда составляли замечательный творческий тандем Хавтан-Сюткин, но для меня это вчерашний день.
- Вы очень загружены: программа, репетиции, концерты... Как отдыхаете?
- Я безумно люблю Италию. Мы с женой исколесили ее всю на машине. Перемещаемся по маленьким городам, где нет туристов. Люди там встречаются за чашечкой кофе, разговаривают по душам. Чтобы получить удовольствие от музыки, им не нужна аппаратура на тысячи ватт - достаточно сесть за один столик и спеть вместе. Я тоже не очень люблю шумные тусовки, мне куда приятнее посидеть с друзьями вдвоем, втроем, вчетвером. Кстати, и друзья у нас с Виолой (так зовут мою жену) почти все общие. Если идем куда-нибудь развлекаться, то всегда тесной дружеской компанией. Одно время увлекались боулингом. Был период, когда захаживали и в казино, но, к счастью, вовремя остановились. Сейчас увлеклись русским бильярдом.
- У вас и дочь тоже зовут Виолой...
- Нам с женой очень нравится это редкое и красивое имя.
- Вы как-то рассказывали, что дочка обладает музыкальными способностями и сочиняет песни.
- Да, она выдумывает очень смешные песни. Поет о том, что видит или воображает, ведь у детей фантазии - часть их жизни. Получаются такие речевки - сопелки и пыхтелки, вроде как у Винни-Пуха. А под Новый год мы всегда снимаем с дочкой на камеру небольшое интервью. В прошлом году спросили у Виолы, что она думает о папе и маме. Она сказала: "Папа у меня приличного вида, смешливый. Любит женщин. Мама красивая, высокая, строгая, любит мужчин". Я жене говорю: смотри, как быстро ребенок разобрался в сути человеческих отношений...