ОМУ - ОПАСНОСТЬ, РАВНАЯ ТЕРРОРИЗМУ

Угрозу распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) российский президент Владимир Путин поставил на один уровень с угрозой международного терроризма. "Особо опасна ситуация, - указал он, выступая в Кремле на заседании Совета безопасности РФ, - при которой оружие массового уничтожения может быть доступно террористам". Между тем, по его словам, мировое сообщество до сих пор не располагает надежными механизмами контроля в целях предотвращения опасности его распространения.

Режим нераспространения ОМУ регулируется Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а также Договором о всеобщем и полном запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). И вот здесь-то возникают проблемы. ДВЗЯИ до сих пор не ратифицирован, несмотря на настойчивые усилия России в этом направлении. Противятся ратификации прежде всего Соединенные Штаты. А между тем ситуация становится все опаснее. Как констатировали в Совбезе, сегодня уже порядка 30 стран обладают химическим оружием, а около 10 государств близки к тому, чтобы обладать ядерным оружием. Расползание ОМУ увеличивает вероятность попадания его в руки террористов. Поэтому, по мнению Владимира Путина, требуются "более эффективные меры международного контроля, которые должны исключить саму возможность несанкционированного применения оружия массового уничтожения как террористами, так и отдельными странами". В этой связи, отметили в Совбезе, правомерно ставить вопрос "об осуществлении постоянного контроля за технологиями в странах, которые могут создать ядерное оружие".
Другой, не менее важный, аспект данной проблемы - использование темы нераспространения ОМУ в конъюнктурных целях. И опять этим грешат США. Настаивая на строительстве в России объектов по уничтожению ядерного и химического оружия и обещая в этой связи значительную финансовую поддержку, Вашингтон в то же время обусловливает ее политическими требованиями. "Зачастую иностранная помощь оказывается лишь рычагом давления на нашу страну", - сказал заместитель секретаря Совбеза Олег Чернов. По его словам, "США ежегодно пересматривают свои программы оказания помощи и периодически увязывают их с теми или иными политическими моментами". Объявленные госдепартаментом США санкции в отношении ряда российских предприятий и институтов, которых Вашингтон подозревает в содействии ядерной программе Ирана, - звенья все той же "конъюнктурной" цепи. В настоящее время в условиях американских санкций работают восемь предприятий России - Московский авиационный институт, Балтийский государственный технический университет, "Главкосмос", НИИ "Графит", Российский химико-технологический университет имени Менделеева, а также три исследовательских центра. Путин на Совбезе поставил перед МИД задачу добиваться отмены этих санкций.
Как сообщил после заседания Совбеза вице-премьер Борис Алешин, к середине будущего года правительство РФ разработает комплексную программу в области нераспространения ОМУ, в которую "войдут все аспекты нераспространения, в том числе противодействие внутренним и внешним угрозам, контроль государства за технологиями".