В ГОСТИ К ДИНОЗАВРАМ

Курс нашего самолета пролегал от южных границ России до Крайнего Севера. Первый пункт - Астраханская область. Здесь более двух десятков лет разрабатывается уникальное Астраханское газоконденсатное месторождение (АГКМ).

...Степь спокойна и нетороплива. На улице - плюс одиннадцать. Кругом - пески и чахлый саксаул. Вблизи буровых вышек пасутся дикие верблюды.
- Давайте я вас познакомлю с нашей "девочкой", - предложил главный инженер "Астраханьбургаза" Дмитрий Солнышкин. - Мы немало с ней повозились - очень уж строптивая оказалась. Но теперь ждем от нее хороших результатов и, думаем, дождемся.
Речь шла о девонской скважине N 2. Ее глубина - 7003 метра. Это первая сверхглубокая поисково-разведочная скважина, пробуренная до "мертвой зоны". Она позволит получать достоверную информацию о недрах региона и определить продуктивность глубокозалегающих отложений. Сейчас в рамках "Девонского проекта" в сложнейших геологических условиях одновременно бурится пять сверхглубоких скважин. Каждая преподносит свои сюрпризы. Как рассказали специалисты, на девонских скважинах они впервые столкнулись с аномально высоким пластовым давлением - полторы тысячи и больше атмосфер. Кроме того, "девочки" поразили еще и сумасшедшими температурами - плюс 190о по Цельсию. Аналогов этим явлениям в мире нет. Поначалу не было и оборудования, приспособленного для работы на сложнейших участках. Часть его для астраханцев изготовили зарубежные фирмы, а уникальные геофизические приборы создали грозненские специалисты.
- В первой половине 2004 года рассчитываем провести на Девонской-2 необходимые испытания и получить результаты по всем параметрам, - поясняет главный геолог "Астраханьбургаза" Геннадий Сухорев.
Больше всего буровиков интересует, сколько в девонских отложениях жидких углеводородов? Газ и газоконденсат присутствуют - это точно. Но чего больше? Оценочные запасы сырья по девонским отложениям колеблются от 400 миллионов до 12 миллиардов тонн условного топлива. По сути, это Персидский залив на суше.
...Работа на сверхглубоких скважинах всегда таит много неожиданного. Это могут подтвердить и оренбургские буровики. На их месторождении тоже есть своя "достопримечательность" - скважина глубиной 7005 метров и еще пять - шестикилометровой глубины. На базе "Оренбургбургаза" совершенствуется система наклонного и горизонтального бурения. Здесь даже центр специальный действует, где рассчитывают угол наклона, маршрут "горизонтальной трубы", точность ее попадания в продуктивный пласт.
Себестоимость горизонтального бурения в полтора-два раза дороже вертикального. Зато продуктивность - в 10 - 12 раз выше. Оренбургское нефтегазоконденсатное месторождение (НГКМ) уже старое, ежегодно десятки бесперспективных скважин выходят в тираж. Но открыть "второе дыхание" оставшимся, значительно повысить их дебет как раз и позволяет технология горизонтального бурения. Сейчас на Оренбургском НГКМ пробуриваются только такие скважины, что позволяют продлить месторождению жизнь по крайней мере на полвека. На одной из них мне удалось побывать. Для этого достаточно оказалось перейти из Европы в Азию по мосту через реку Урал.
Кругом снег, сквозь который пробивается сухая растительность, редкие деревья... На скважине N 414 я увидела и то, что творится на глубине. Вся информация - на дисплеях, любое отклонение, любой возможный сбой тут же высвечиваются на экране. Ведущие инженеры по бурению наклонных и горизонтальных скважин Игорь Паксиватов и Андрей Змеев, дежурившие в аппаратной, пояснили, что работа здесь близится к концу: скважина пробурена на 1600 метров - почти до нужного пласта. Каждые 10 метров угол отклонения меняется на три градуса, пока не достигнет необходимой отметки - 90 градусов.
...Четыре часа перелета - и мы в царстве полярной ночи. Ямало-Ненецкий автономный округ - традиционная газовая столица России. За бортом самолета - минус 21. По северным понятиям погода балует теплыми деньками. Еще вчера в Новом Уренгое ртутный столбик замирал на отметке минус 37. Уренгойское месторождение - одно из самых богатых и загадочных в мире. Здесь трудятся бригады "Тюменбургаза", бурят разведочные скважины глубиной 4000 метров - рекорд в условиях вечной мерзлоты.
- Мы уже прошли ачимовские (нижний продуктивный слой отложений) пласты, - говорит начальник центральной производственно-диспетчерской службы управления бурения Ригат Файрушин. - цель - юрские отложения, где, по оценкам геологов, должна быть нефть.
Работать в условиях вечной мерзлоты очень непросто. Тут нужны специальные составы материалов для закрепления скважин, буровые растворы и особая подготовка персонала, причем не только профессиональная, но и психологическая, и медицинская: попробуй постоять у рычага буровой весь день на жестоком морозе. Мне десяти минут хватило, чтобы окоченеть от холода, а у бурильщиков смена продолжается 12 часов.
- Да, наши парни работают в экстремальных условиях, - говорит директор "Бургаза" Андрей Фролов. - Зато мы многому научились, и теперь можем работать как на суше, так и на море. В этом году пробурили 50 тысяч метров породы. Отличный результат. Даже в лучшие советские времена делали не более 37 тысяч метров проходки. Меня порой спрашивают: надолго ли хватит в России нефти и газа? Отвечаю: это зависит и от нас, буровиков. У меня два сына: один уже окончил Губкинский университет нефти и газа, работает в "Тюменбургазе", другой пока учится на буровика. Думаю, и они будут обеспечены работой на всю жизнь - ведь земные недра таят еще очень много богатств.