ТРЕНЕР РЕДКОЙ ГРУППЫ КРОВИ

"Отмечаю столетний юбилей: 60 лет жизни плюс 40 - работы тренером". Это не журналистские изыски, а признание великой наставницы фигуристов Елены Анатольевны ЧАЙКОВСКОЙ.Впечатление, что она была с нами всегда. Вспомните: когда мы увидели ее впервые? Высокая, осанистая женщина в роскошном манто и элегантной лисьей шапке годами и десятилетиями стояла у бортика и повелевала фигуристами. Под ее строгим взглядом те проделывали на скользком льду Чайковской задуманные немыслимые па. А когда все эти произвольные и обязательные заканчивались, с трепетной надеждой всматривались в красивое строгое лицо тренера: ну как мы - не подвели?

Часто вся эта тяжелейшая работа победно завершалась исполнением гимна - советского, а в последние годы - бессловесного российского. И мы настолько привыкли к успехам школы Чайковской, что любые места ее учеников, кроме призовых, вызывают у нас искреннее удивление: "Почемуй-то не удалось?" И невдомек нам, что в капризном фигурном катании невозможно победить не то что раз и навсегда, а даже долго удерживаться поблизости от пьедестала становится все труднее и труднее. В телегеничный спорт теперь пришли большие деньги, и конкуренция резко обострилась. Мощным западным телекомпаниям позарез нужны победы своих, чтобы свои же платежеспособные зрители и восхищались ими, а не какими-то российскими. Новому руководству Международного союза конькобежцев (ИСУ) здорово надоели эти 2, 3, а на последнем первенстве мира и 4 золотые медали из четырех, которые увозят к себе домой ученики Москвиной, Тарасовой, Чайковской... Начинаются всяческие козни, пересуды, обвинения в сговорах, а то и, как сейчас, дисквалификация российских судей.
Но Чайковская - в буквальном ли, в переносном смысле - выше всей этой околофигурной возни. Честно признает (да и без ее признаний это всем фигуристам известно), что никаких заигрываний с арбитрами никогда у нее не было. С руководством родной Федерации поддерживает отношения нормальные, однако сугубо официальные. Ее козыри - совсем другие.
Какие же? Она упряма, упорна, рациональна. И главное - безумно талантлива. Елена Анатольевна Чайковская на льду - это, по крайней мере для меня, десятки лет за ней наблюдающего, - что Петр Ильич Чайковский в музыке. Точно и безукоризненно находит она для учеников верные и безупречные ноты. Они слушаются Елену Анатольевну беспрекословно, однако в то же время Чайковская, как никто, дает им редкую возможность творить и самим, создавая на льду победные образы.
Ее биография богата. Дочь известных актеров из Театра Моссовета, Елена, тогда еще Осипова, стала в 1957 году чемпионкой СССР в одиночном катании. Окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа, но уже до этого выходила на сцену театра и снялась в кино. С прекрасной своей внешностью и точеной фигурой, семейными знакомствами и умением налаживать контакты с людьми она могла стать кем угодно и подняться высоко и легко по любой служебной лестнице.
Однако предпочла работу тренера. 10-12 часов на льду с учениками. И не в роскошной шубе, а иногда и в валенках. Бесконечные переезды, и не только в Вены и Колорадо-Спрингсы, а и в российскую глубинку. Житье неделями и месяцами на сборах в тренировочных лагерях, подчас убогих гостиницах. И вечная, ни на минуту не затихающая ожесточенная борьба за первые, и только первые, места - за рубежом и дома.
Причем дома, впечатление именно такое, выиграть ей сложнее, чем в заграничье. Бог его знает - почему. Может, просто устали от ее непрерывных успехов судьи? Или на отечественном льду попроще дать бой воспитанникам Чайковской питомцам и других российских наставников? Сама Елена Анатольевна без всякого юмора признается мне, что это и дает ей во многом новый стимул бороться и побеждать, будит самолюбие, заставляет не останавливаться и искать, искать...
Чаще всего поиск приводит к золотым "спортивным приискам". Я не раз задумывался: как получилось, что именно ученики Чайковской первыми из россиян выигрывали мировое чемпионское "золото"? Людмила Пахомова - Александр Горшков в танцах, Владимир Ковалев и совсем недавно Маша Бутырская в одиночном катании... Вряд ли здесь сошлись какие-то счастливые обстоятельства, хотя суеверные тренеры действительно считают Чайковскую на редкость везучей. Она открывает таланты, ставит новый танец, помогает освоить такой нужный и отчего-то не получавшийся элемент именно в нужный момент и в определенный час.
А бывает, что и не везет. Ее великие ученики Пахомова - Горшков должны, ну прямо обязаны были стать чемпионами мира, но нежданно заболел Саша. Чайковская пробивалась к врачам, устраивая Горшкова в больницы, и доставала лекарства. А когда вдруг Горшкову с его редкой группой крови потребовалось срочное переливание, - не колеблясь отдала свою. Повезло? У тренера и ученика все совпало, и она вытянула его из замаячившего вдали небытия... Вскоре Мила и Саша стали чемпионами. Слава. Награды. И они ушли, а ей надо было готовить новых бойцов и новых победителей.
Победный конвейер остановился лишь раз. Я встретил ее в Париже, где долго жил и работал, - спокойной, уравновешенной и какой-то совсем "не Чайковской". Елену Анатольевну пригласили в ледовый театр, где она работала достойно и, как всегда, очень профессионально. Но не было порыва, нервов, жестокого соперничества, и потому высокая, изысканно одетая мадам, на которую мужское население Парижа глазело с искренним восхищением, напоминала пловца, приехавшего отдохнуть на берегу после своего марафонского заплыва. Ей чудилось, что марафон успешно завершен. Я мог спорить, что отход от спортивной битвы продлится недолго. Не ее это - красивое, отрепетированное шоу, ежедневные и не меняющиеся хорошо поставленные мизансценки.
И вскоре она вернулась. Опять закрутилось - чемпионаты, нервы, поиск доказательств: мы снова будем первыми. И ни секунды покоя даже во время тренировок перед большими стартами. Ведь за нею и учениками с восхищением и предвкушением ошибок внимательнейше следят судьи и тренеры. Цепкие взгляды специалистов, безошибочные оценки знатоков, беспощадная любовь зрителей, жаждущих побед и не понимающих, что иногда можно и проиграть, оступиться. Как объяснить им, болеющим за нее душой и сердцем, что одних побед не бывает и не может быть даже у Чайковской? И потом все-таки позади четыре десятилетия грандиозного труда. Не мудрено и устать, и даже выдохнуться. Только не ей. Она заряжается этой борьбой на пределе. И питает неукротимой энергией других. Рядом подражает и мужает тренер Владимир Котин. Чайковская вместе с Пахомовой - Горшковым и Бутырской числит его, чемпионом так никогда и не становившимся, в любимых учениках. "Он был таким не похожим на остальных, возможно, опережая всех, но эта непохожесть и не давала судьям как следует оценить Котина", - считает тренер. Сегодня, помотавшись по миру в ледовых шоу, он вернулся к Чайковской. В их дуэте он не второй номер, не какой-нибудь ученик, а полноправный и очень достойный участник тренерской команды. Как ненавижу я этот высокий штиль, но как тут не написать: продолжатель дела, воспитанник тренерской школы Елены Анатольевны...
Впрочем, нет и разговоров, намеков на уход со льда. За что еще надо ценить Чайковскую, так это за то, что она всегда с нами. Могла бы уехать со своими учениками, забиться в далекий безбедный уголок где-нибудь на Техасщине или Берлинщине, изредка наведываясь в родные московские пенаты. Но она тут, в Москве: воюет за лед, за учеников, сражаясь с бытовой нашей российской неустроенностью и расхлябанностью. И даже тут - то ли по привычке, то ли потому, что родилась победительницей, добивается своего. Глядя на нее, подрастают птенчики-ученики, оперяются молодые учителя-тренеры.
За день до своей отставки Елену Анатольевну поздравил с юбилеем президент России. То стало последним ельцинским поздравлением. Что ж, президенты приходят и уходят. А Чайковские остаются с нами. И слава Богу!