РОДОСЛОВНАЯ СНЕГУРОЧКИ

Если вдуматься, именно Снегурочка имеет право стать главной героиней зимних праздничных сказок. Наш корреспондент отправилась в Костромскую область искать ожившую ледяную девушку.

- Судя по всему, "родословная" Снегурочки уходит корнями в далекое языческое прошлое. Тогда наши предки поклонялись каменным идолам - двухметровым "бабам", а зимой лепили их из снега. Отсюда пошли снежные бабы. Далее, наши пращуры создали легенды об оживших ледяных статуях. Позже их наделяли внешностью очаровательных девочек или девушек, считает историк-этнограф Николай Немухин. Легенда о такой снежной красавице, которая испытала человеческую любовь и от этого погибла, легла в основу пьесы Александра Островского. Он и Римский-Корсаков, автор одноименной оперы, обессмертили образ Снегурочки. Как бы фантастически вся эта история ни звучала, вполне вероятно, что она имеет под собой исторические корни...
По мнению нашего собеседника, эти корни надо искать где-то на севере от Москвы, в районе Ярославля или Костромы, - именно там, неподалеку от костромского имения Щелыково Островский и "прописал" своих персонажей. Для этого у него были основания: на древней земле, где исстари обитали племена кривичей и вятичей, было принято "одушествлять" ледяных снегурок. В дни, когда солнце на небе редкий гость, активизируются злые, темные силы, верили наши предки. Для того чтобы ублажить добрых духов, они возводили ритуальные фигурки из чистого снега. Снегурки играли роль спасительниц от напасти, и считалось, что и благодаря их волшебной силе день начинал прибывать, а тьма отступала. Если снегурка наутро таяла, - значит, магия подействовала и боги сжалились над людьми. Если стояла долго - значит, боги на что-то сердились и требовали новых "жертв".
Александр Островский уловил в образе снежной бабы глубокий смысл. Она как бы включила в себя и тяжкую, полную самопожертвования долю русской женщины. Так появились его легендарные герои Мизгирь, Лель, Купавна и сама Снегурочка. Как считают историки, у нее был вполне живой прообраз - прекрасная крестьянская девушка, которая жила в окрестностях Щелыково.
"Ее звали Марфуша Маслова, - считает краевед из Костромы, историк-археолог Мария Суслова. - Я бывала в тех краях, собирала свидетельства старожилов. Марфуша при всей своей красоте имела один врожденный дефект - была глухонемой. Из-за этого сторонилась людей, считалась недотрогой. Вроде бы была в ее жизни какая-то любовная драма, едва не стоившая ей жизни"...
Но вполне вероятно, что уже будучи не первой молодости, Марфа все-таки нашла своего суженого, который имел такой же, как у нее, физический недостаток, и у них родились совершенно нормальные дети. По словам Марии Леонидовны, из Костромы они переехали под Ярославль. Но вот где искать их потомков - то ли в Ярославской, то ли во Владимирской областях, - сейчас определить трудно. Вероятно, "ветви" костромской красавицы уходят в Муром Владимирской области, в Переславль-Залесский... А историк-архивист из Москвы Владимир Байков, опираясь на письма своих знакомых эмигрантов, предполагает, что потомки Марфы Масловой есть даже во Франции...
Ученые считают: скорее всего, снежная девушка - образ собирательный и к одной лишь костромской версии ее "биография" не сводится. "Следы" похожих историй есть практически во всех областях нашей страны - от Алтая до Поволжья... В таком случае, все мы в некотором роде - потомки Снегурочки?