Археологи в помощь Индиане Джонсу

Руины, найденные неподалеку от Иерусалима, приоткрывают тайну одного из самых удивительных исторических артефактов – Ковчега Завета

В 1981 году Стивен Спилберг снял фильм «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега» - про археолога, который отправляется в Египет, чтобы отыскать некий наделенный сверхъестественными свойствами предмет и помешать нацистам использовать его для завоевания мира. Приключенческая фантастика, где Ковчег Завета ставится в один ряд с мечом короля Артура, Святым Граалем и другими мифами? Однако на днях археологи сделали удивительное открытие в 20 километрах от Иерусалима.

За 12 веков до рождения Иисуса из Назарета городок Бейт-Шемеш был, что называется, «горячей точкой» и часто переходил из рук израильтян под контроль их исконных врагов, филистимлян. Во второй Книге Царств, входящей в Ветхий Завет, описан эпизод из этого противостояния – когда филистимляне, захватившие Ковчег Завета, были поражены болезнями и решили вернуть святыню своим врагам. Они погрузили Ковчег в колесницу, добавили к нему ящик с золотом и отправили в Бейт-Шемеш. А израильтяне установили свое сокровище на большой камень и тут же принесли жертву Богу…

Ковчег, о котором идет речь, – величайшее сокровище иудеев. Это сделанный из позолоченного дерева ящик, в котором хранятся каменные скрижали с высеченными Моисеем десятью заповедями. Один раз в год первосвященник окроплял кровью жертвенных животных крышку Ковчега, чтобы искупить грехи – свои и всего народа. Это было единственное место в мире, где можно было совершить искупление. Христиане верят, что Ковчег был прообразом жертвы Христа. В Библии говорится, что Ковчег Завета обладал сверъестественными свойствами. Например, будучи очень тяжелым, не не обременял носильщиков, а сам будто бы нес их. Недостойных, пытавшихся прикоснуться к святыне рукой или взглядом, постигала немедленная смерть, а благочестивым иудеям Ковчег давал победы над врагами и другие блага.

Ветхозаветные книги рассказывают, что когда филистимляне вернули иудеям Ковчег, тот какое-то время оставался в Бейт-Шемеше, а потом царь Давид забрал его в Иерусалим, а его сын, мудрец Соломон, построил для святыни Храм. До наших дней не дошло ни следа соломонова Храма – он был разрушен в IV веке до нашей эры во время вавилонского завоевания. А от второго Храма, воссозданного после возвращения евреев из плена, остались только Стена Плача и запечатанные Золотые ворота. Археологам запрещено проводить с ними какие-либо исследования, и мы едва ли узнаем что-то новое о месте, где иудеи приносили жертвы ради искупления грехов, Иисус гонял кнутом торговцев, а завеса, закрывающая святая святых, разорвалась от пола до потолка, знаменуя исполнение пророчеств.

Но храм в Бейт-Шемеше - другое дело. Ученые могут исследовать его, чтобы понять, можно ли воспринимать библейские истории как документальные хроники. Храм этот обнаружили в 2012 году. Это здание правильной формы со стенами 8,5 на 8,5 метров, ориентированное по сторонам света. Нескольких лет археологи освобождали древнюю каменную кладку от слоев черной породы. Исследователи полагали, что это спрессовавшийся после пожара в храме пепел, но оказалось, что храм был погребен под слоем… навоза. Его количество заставляет думать, что ритуальное сооружение было намеренно превращено в хлев.

Внутри строения удалось откопать черепки от декоративных глиняных кувшинов и чаш, груду костей животных, пару круглых камней с желобами – такие могли использоваться для возлияния вина или производства священного оливкового масла. А вот с главной находкой пришлось поломать голову. Когда посреди святилища обнаружился каменный стол, покоящийся на двух камнях поменьше, археологи приняли его за упавший жертвенник. Однако, признает доктор Цви Лидерман из Тель-Авивского университета, оказалось, что это именно дольменообразный стол. Археологам известны подобные сооружения, их находят в том числе на Голанских высотах, однако стол из Бейт-Шемеша - единственный в мире, относящийся к железному веку.

И по датировке, и по местоположению стол совпадает с описанием «большого камня», упомянутого в книге Царств: «Повозка, запряженная коровами, пришла на поле Иисуса из Бейт-Шемеша и остановилась возле большого камня. Тогда люди порубили повозку на дрова, принесли коров в жертву. Священники сняли Ковчег Господа вместе с ящиком с золотыми дарами, и поставили их на большой камень». Доктор Лидерман признает, что пока в этой истории есть некоторые несоответствия – например, каменный стол находится в святилище, а не в поле. Но нельзя исключать и вероятность того, что дальнейшие раскопки расставят все за свои места и, например, покажут, что храм в Бейт-Шемеше был построен на поле вокруг «большого камня», уже после того, как на нем оказался Ковчег Завета. Подобные открытия уже случались прежде и заставляли ученых пересмотреть свои взгляды на библейскую историю.

Так, например, историки и археологи долгое время потешались над предсказанием пророка Исайи по поводу превращения Дамаска в груду развалин. Сирийская столица является одним из древнейших городов мира, его история насчитывает не менее 3000 лет. В Средние века даже принято было считать, что именно этот город был первым, построенным после Всемирного потока. Последние годы Дамаск находится в зоне военных действий, но по-прежнему остается архитектурной жемчужиной Ближнего Востока. Исайя предсказал разрушение Дамаска в VIII веке до Рождества Христова. Его современники могли собственными глазами увидеть, как суровые слова воплощаются в реальность. Но современные историки получили подтверждения исполнения пророчества только в 1849 году, когда английский археолог Остин Лэйярд нашел в развалинах города Нимруд на территории Ирака клинописную биографию ассирийского царя Тиглатпаласара Третьего. Там упоминался военный поход против Сирии, казнь тамошнего царя Рецина и разрушение сирийских городов.

 

Царь Рецин сыграл важную роль в конфликте Израиля и Иудеи - двух разделившихся частей одного царства, он выступал в союзе с царем Израиля против Иудеи. Вопреки его планам, в конфликт вмешалась Ассирия, и Дамаск превратился в развалины. Но, в отличие от Вавилона, которому Исайя пообещал окончательную гибель, сумел возродиться…

Соотносить научную картину мира с тем, что изложено в Библии, приходится не только историкам, но и, например, геологам - скажем, при изучении сохранившийся в Китае и других странах свидетельств произошедшего несколько тысячелетий назад Всемирного потопа, или биологам, работающим над выделением так называемой «митохондриальной Евы», или палеонтологам, изучающим динозавров - гигантских ящеров, которые, оказывается, были упомянуты в библейской истории о сотворении мира и превратились в «рыб» при переводе с древнееврейского языка на греческий и латынь.

В течение долгих веков европейские ученые, занимаясь научными изысканиями, стремились во всем разглядеть подтверждения истинности Библии и единого замысла Творца. Затем религиозный фанатизм сменился тотальным скепсисом, хорошим тоном стало опровергать христианские и иудейские представления об истории Вселенной. Теперь же, пожалуй, мы можем себе позволить трезво и вдумчиво оценивать имеющиеся в нашем распоряжении факты и искать ответы на самые главные вопросы.