06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЧЕРЕЗ СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС В АМЕРИКУ. И ОБРАТНО

Никитин Евгений
Опубликовано 01:01 06 Февраля 2001г.
Первого февраля пассажирский самолет "Боинг-747" проследовал регулярным рейсом Чикаго - Гонконг над Северным полюсом. В тот же день над российским Заполярьем пролетел другой "Боинг"-из Детройта в Пекин. Пассажирам этот полет не показался каким-то уж очень необычным, если не считать одного обстоятельства: время в пути на несколько часов меньше, чем прежде.

ТО, ЧТО, скажем, из Америки в Китай кратчайший путь-через Северный полюс, - известно давно. Первую легендарную "кросс-полярную" трассу "проложил" экипаж Валерия Чкалова более 60 лет назад. Но воплотить в жизнь регулярные пассажирские перелеты все время что-то мешало: то сложная политическая обстановка, то недоверие "западников" к российским центрам управления воздушным движением: ведь при перелете через полюс и вплоть до южных границ России судьба самолета передается в руки российских диспетчеров. И хотя для специалиста очевидно, что наши авиадиспетчеры не уступают, скажем, американским, предубеждение существовало. Именно поэтому, прежде чем открыть регулярные авиамаршруты над русским Заполярьем, проводилось множество испытательных полетов, а потом-более пятисот(!) демонстрационных, в ходе которых именно наземные службы подвергались жесточайшим тестам.
Требовала решения еще одна проблема-"климатическая". Северный полюс - все-таки не курорт. Вероятность нелетной погоды по маршруту есть всегда. Но тут наши авиаторы нашли выход. Впервые в практике гражданского воздушного транспорта Россия предоставляет авиаперевозчикам возможность так называемого гибкого использования "кросс-полярных" маршрутов. Это означает, что авиалайнеру назначается для полета не одна конкретная трасса, а целые четыре. В зависимости от метеоусловий и других факторов можно выбирать любую из них.
Лишь когда безопасность "кросс-полярных" рейсов была многократно доказана, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) утвердила принципиально новые авиамаршруты, и по воздушной тропе, проложенной чкаловским одномоторным АНТ-25РД пошли караваны мощных "Боингов". Регулярные рейсы через Северный полюс позволяют авиакомпаниям экономить огромные деньги - ведь длительность полета сокращается на два-три часа. А Россия стала получать приличные суммы за эксплуатацию иностранными авиакомпаниями нашего воздушного пространства. Как сообщил заместитель руководителя Департамента государственного регулирования и организации воздушного движения ГСГА Минтранса РФ Леонид Щербаков, за каждые сто километров полета, к примеру, самолета "Боинг-747" Россия будет получать по 72 доллара аэронавигационного сбора. А ведь дальность полета над нашей территорией достигает 4000 километров. Вот и считайте. При этом в сутки по "кросс-полярным" маршрутам могут проходить десятки самолетов. Ограничение (да и то временное) интенсивности движения только одно-не более двух воздушных судов в час.
Есть и другая, не менее выгодная для России сторона дела. С открытием полярной авианавигации многие города Сибири и Зауралья стали ближе к Америке, чем Москва. Получили потенциальную возможность не только использовать свои аэродромы для иностранных авиакомпаний, но и привлекать туристов, предпринимателей. Дело за малым: региональные власти должны привлечь зарубежные авиакомпании к сотрудничеству, а авиапассажиров- к бизнесу на своей территории.
Открытие "кросс-полярных" рейсов - историческое событие еще и потому, что в последние годы Россия реально зарабатывала отнюдь не на высоких технологиях, а прежде всего - на продаже сырья, природных ресурсов. Здесь же Россия получит дивиденды за высококвалифицированный труд авиадиспетчеров. И за не наносящую ущерба природе "сдачу в аренду" своего воздушного пространства.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников