10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОМЕНЬШЕ ДЫМА

Проценко Александр
Опубликовано 01:01 06 Февраля 2002г.
Пришла беда, откуда не ждали: Москва "промышленная" превратилась в "автомобильную". За последние 10 - 15 лет город избавился от многих "грязных" производств - в том числе благодаря экономическому кризису. Но, с другой стороны, если в 1985 году в столице было всего-навсего 650 тысяч автомобилей (включая грузовики и автобусы), то сегодня их уже 2,3 миллиона (без тракторов). Только за прошлый год эта армада "съела" 4 миллиона тонн бензина и солярки, после чего четверть этих же нефтепродуктов в виде отработанных газов, сажи и прочих вреднейших отходов выбросила назад - на наши с вами головы. Один миллион тонн! По центнеру (100 кг!) на каждого жителя, включая стариков и грудных младенцев. Правда, некоторая часть этой гадости достается гостям столицы, но учтем, что по Москве ежедневно катается немало иногороднего транспорта - "то" на "то" и выходит.

Не задыхаемся лишь по причине крепкого здоровья, доставшегося от предков. Но дети растут уже не столь выносливыми. О внуках и правнуках лучше вообще не вспоминать: по самым щадящим прогнозам объем "автомобильных" выбросов в столичную атмосферу будет прирастать на 20 тысяч тонн в год. Значит, каждому новорожденному москвичу достанется еще примерно по 250 кг "прибавки" (из выхлопных труб).
Причем будем реалистами: даже этот плавный, но скорый апокалипсис не заставит нас ходить пешком или пересесть на велосипеды. Автомобиль - "сладкое проклятие" человечества, от которого оно уже не откажется (по крайней мере в обозримый период). Кстати: из упомянутых 2,3 млн. московских автомашин 2 миллиона - легковые, причем 1,9 миллиона - "индивидуальные". Умножим цифру на "коэффициент семейственности" и придем к выводу: уже нынче "автомобилизированная" часть столицы как минимум приближается к половине численности ее населения. Лет через пяток эти люди и вовсе станут большинством.
Это к тому, что о запретах или ограничениях на автомобили лучше не мечтать. А запрещать нужно "грязный выхлоп".
Способы известны. В бразильских мегаполисах, например, дышится легче, ибо 60 процентов тамошних машин работают на "биоэтаноле" - проще говоря, на спирту: от него "выхлоп" куда чище и безопаснее. В Европе уже запрещена эксплуатация автомобилей, не соответствующих экологической норме "Евро-3", на очереди - переход к "Евро-4". Что означает и "бескарбюраторные" двигатели, и качественное топливо, и обязательный нейтрализатор... В России - увы! - больше половины автомашин - устаревших моделей. В нашей солярке вчетверо больше серы в сравнении с Европой, почти две трети выпускаемых бензинов - АИ-76 (в "цивилизованных странах" он даже не производится). И все вместе они травят атмосферу почище доменной печи или любого химзавода.
Москва, правда, в заботе об экологии мчится впереди всей страны: уже запретила использование этилированных бензинов, и стандарты на дизтопливо в столице - европейские, и автопарк здесь более современный, поскольку население побогаче. Но от Европы продолжаем отставать, и центнер выбросов на душу (и тело) столичного жителя никуда не делся.
А ведь все могло быть иначе.
Хотя бы потому, что Россия обладает крупнейшими месторождениями природного газа - метана (35 процентов мировых запасов). Но если в Аргентине на метане работают 400 тысяч автомашин, то в России - вдесятеро меньше; по всей Москве "метановых" автомобилей - несколько сотен. На попутном нефтяном газе (бутан-пропановая смесь), получаемом при нефтедобыче, могли бы ездить миллионы. Даже в "безнефтяной" Италии на него переведено 1,4 млн. автомобилей. У нас собственного сжиженного бутан-пропана хватило бы половине всего автопарка страны. Поскольку его доля в нефтедобыче составляет 3 - 7 процентов, выходит, что Россия производит сегодня "на круг" около 20 млн. тонн нефтяного газа. Но две трети его сгорает в "факелах", а из "пойманного" почти половина уходит на экспорт. "Остатками" нужно в приоритетном порядке обеспечить отечественную нефтехимию, село, дачников - в общем, автомобилистам перепадают крохи. Хотя известно, что перевод автотранспорта на газовое топливо сокращает ядовитость "выхлопа" на 30 - 70 процентов.
Кстати, Япония поставила задачу своим автомобильным корпорациям - перевести к 2010 году на газ не менее 1 миллиона автомобилей, хотя своего газа у японцев нет.
А еще есть такие "альтернативные" виды автомобильного топлива, как водород. 94 процента выхлопа - экологически чистые. Причем в 60 - 70-е годы наша страна была лидером в разработках электрохимического генератора на водородно-воздушном топливе (делали для космоса и подводных лодок). В НПО "Энергия" и сегодня сохранились инфраструктура, опытное производство...
Но не у нас, а в американском Детройте в прошлом месяце было объявлено, что за ближайшие 10 - 20 лет США полностью избавятся от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и перейдут на электромобили. В Калифорнии создано общество, куда входят крупнейшие автомобилестроительные корпорации, работающие над этой проблемой. Денег они не жалеют: уже сами потратили на разработки около 3 млрд. долларов да еще от властей получили под свои проекты льгот на 1 млрд. долларов...
В Москве, правда, усилиями АСМ-холдинга по заказу Фонда экологизации автотранспорта "Мосэкотранс" в соответствии с программой столичного правительства разработан гибридный автомобиль "Мишка" (колеса с электроприводами, а двигатель внутреннего сгорания служит лишь для подзарядки аккумуляторных батарей). Но пока это, скорее, "игрушка", в лучшем случае - "технологический городской транспорт" (в перспективе). Но есть идея вместе с "Мишкой" наладить производство "квадрициклов" (мотоколясок) с комбинированной энергоустановкой и расходом бензина не выше 3 - 4 литров на 100 км, а также легких электроквадрициклов. Если "машинки" окажутся надежными и дешевыми, не исключено, что они станут не только "школьно-студенческим приколом", но и "средством доставки на работу и обратно" для многих москвичей.
В сущности, это самая главная проблема: сделать так, чтобы москвичам стало удобно, выгодно - в общем, предпочтительно! - пользоваться экологически чистым транспортом.
Правда, такая программа нужна не только Москве, но и всей стране, но на федеральном уровне дело "забуксовало". И теперь столица торит свой путь, выступая первопроходцем. В конце января на заседании правительства Москвы была принята целевая программа "Использование альтернативных видов моторного топлива на автомобильном транспорте города на 2002 - 2004 годы". Программой предусмотрены и конкретные действия, направленные на снижение "грязного выхлопа" автомобилями столицы: увеличение автопарка, работающего на сжиженном нефтяном газе до 300000 штук, а на сжатом метане - до 3000 штук. А также создание опытных образцов автотранспортных средств, работающих на диметиловом эфире вместо солярки, с высокоэкономичными гибридными силовыми установками и с энергетическими установками на основе электрохимических генераторов (водородно-воздушных). И так далее.
Что особенно ценно - московское правительство не замахивается на многое: программа комплексная, но рассчитана всего на три года. Значит, будет легко проверить выполнение и оценить эффективность. Основные деньги дадут инвесторы - более 1,5 млрд. рублей, а город создаст условия для реализации программы и профинансирует самые "невыгодные", но необходимые разделы (в основном НИОКР, на что из бюджета Москвы выделяется 62,6 млн. рублей). То есть космическое НПО "Энергия" сможет возобновить работы по водородно-воздушным двигателям. Возможно, удастся создать компактный и надежный "топливный бак" для сжиженного метана (на основе криогенных технологий) - только тогда можно будет всерьез думать о массовом переводе на природный газ легкового автотранспорта.
Конечно, это лишь первые шаги. Но и они запоздали.
Почему мы везде опаздываем?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников