08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СТАРИК И ГОЛУБЬ

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 06 Февраля 2002г.
В начале 70-х годов Анатолий Васильев спектаклем "Соло для часов с боем" помог Олегу Ефремову вернуть былую славу МХАТу. Сегодня Андрей Мягков постановкой "Ретро" убеждает зрителей, что великие традиции коллектива еще живы, - помогая тем самым Олегу Табакову.

Когда стало известно, что ведущий артист МХАТа Андрей Мягков репетирует пьесу Александра Галина "Ретро", отыгранную еще в 80-е годы, это показалось странным. Кого, спрашивается, сегодня может заинтересовать история ничем не примечательного старика, переехавшего после смерти жены к дочери, решившей женить его на одной из трех претенденток, специально приглашенных в дом?
Попав на спектакль, я с удивлением обнаружила, что пьеса нисколько не устарела. Наоборот, стала отражать все изъяны нашего общества, в котором старики не просто чувствуют себя лишними людьми, но и мешают своим детям и внукам, желающим получить все сразу и немедленно. Почему, спрашивает режиссер, мы так жестоко относимся к тем, кто дал нам жизнь, называя их "отработанным материалом"? Ведь потом это отражается и на нашем будущем. Поэтому Мягков предлагает зрителям взглянуть на бытовую историю с точки зрения разрыва духовной преемственности поколений. Тема не новая в искусстве, скорее вечная, но сегодня она, быть может, важнейшая для общества, устремленного к материальным благам.
Если помните, об этом очень здорово было сказано в фильме Марлена Хуциева "Послесловие", где Ростислав Плятт исполнял роль старого интеллигента, некстати приехавшего к дочери и заставшего дома одного зятя, которого играл Андрей Мягков. Как мне показалось, эта картина сильно повлияла на его режиссерский замысел, несмотря на то, что главный персонаж не интеллектуал, а простой кровельщик и зять не ученый, а всего лишь эксперт по антикварной мебели. Именно такая мебель доминирует в оформлении спектакля художника Александра Боровского. От этого квартира приобретает странный, музейный вид, а все предметы в ней как бы существуют сами по себе, не имея никакого отношения к деловому образу жизни бездетной четы. Чужая мебель, и чужой для всех в этом доме Чмутин вынужден оставаться тут, потому что ему некуда деться. Единственное живое существо, с кем он общается, это... голубь, прилетающий к окну за хлебушком. Не дочери и не зятю, а птице рассказывает Николай Михайлович о своем нелегком прошлом.
Владимир Краснов, приглашенный из саратовского ТЮЗа во МХАТ, поразил москвичей своим умением глубоко проникать в суть характера. Перед публикой предстает не "божий одуванчик", а кряжистый русский мужик с большой лобастой головой и натруженными жилистыми руками, привыкший таскать доски и кровельное железо. Роль прислуги с подносом с едой для дочери и "автоответчика" при телефоне, когда хозяев нет дома, унижает его, делает злым и замкнутым. Ведь собственное достоинство в карман не спрячешь. Узнав же о предстоящем сватовстве без его согласия, старик готов пойти с сумой по свету, лишь бы не участвовать в позорном действе, "шоу"...
На этом драматическая часть спектакля как бы заканчивается, и начинается "грустная" комедия, где на первый план выходят три "грации": бывшая санитарка психиатрической больницы Нина Ивановна (Раиса Максимова), бывшая балерина Роза Александровна (Анастасия Вознесенская) и бывшая служащая Диана Владимировна (Наталья Тенякова). Перепутав очередь, установленную для них зятем, все они оказываются на смотринах в одно и то же время. Неприятно, конечно, узнать, что у тебя есть конкурентки, но еще ужаснее оказаться в роли отвергнутой невесты. По сути, возникает водевильная ситуация. При этом режиссер специально не раскрашивает действие комическими красками, но в поведении каждой героини он отмечает такие "штучки", которые вызывают улыбку у зрителей.
Экзальтированная Роза Александровна, спасаясь от одиночества в мире иллюзий, пытается убедить себя и других, что по-прежнему привлекательна и стоит ей только захотеть, как все мужчины будут у ее ног. В шикарной шляпе а-ля Марлен Дитрих состарившаяся примадонна ведет себя не хуже герцогини. По крайней мере, ей так кажется. Наслаждаясь забытым вкусом шампанского и дорогих конфет, бедняжка не замечает осуждающих взглядов Нины Ивановны, у которой на лице написано одно: здоровый образ жизни при строжайшей экономии. Даже в гости она приходит с баночкой для творога, ни на минуту ее не выпуская из рук. Живописную картину "зала ожидания" дополняет корректная во всех смыслах Диана Владимировна, постоянно вздрагивающая и держащаяся в тени. Это ее сведет от страха судорогой, когда явившийся затворник взмолится о пощаде и попросит у гражданок денег на обратный билет в деревню. И вот тут публика, немало посмеявшись над героинями, вдруг осознает, что вечный страх перед несуществующим ГУЛАГом по-прежнему живет в них, но от этого они не стали безразличными к несчастью людей.
После неудавшегося сватовства "девушки" вновь вернутся обратно, чтобы как-то помочь старику, попавшему в беду. И будет бал при свечах, и будут танцы, и всем покажется, что можно быть по-настоящему счастливыми, хотя бы на миг, но... По длинной лестнице, уходящей к огромному окну, за которым трепещет прекрасная белая птица, они поднимутся наверх и растворятся в воздухе. Тем временем внизу все так же будет стоять антикварная мебель в стиле ретро, а в ушах зрителей еще долго будет звучать глупый мотивчик кумира современной эстрады "Я - твой зайчик", - олицетворяющий высоты нашей духовности.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников