ПО БУЛГАКОВСКИМ МЕСТАМ

Народный артист России, лауреат Госпремии СССР кинорежиссер Георгий Натансон известен как постановщик художественных лент "Шумный день", "Старшая сестра", "Еще раз про любовь", "Все остается людям", "Посол Советского Союза" и многих других. И вот отметивший в прошлом году свой 80-летний юбилей режиссер обратился к документальному жанру. Недавно он закончил фильм "Я вернусь... Путешествие Михаила Булгакова в Крым".

- Георгий Григорьевич, что представляет собой ваш новый фильм?
- Это телевизионная художественно-публицистическая картина. Текст от автора читает Василий Лановой. Четыре года назад мы с известным драматургом Самуилом Алешиным написали большой сценарий для художественного фильма "Жизнь и любовь Михаила Булгакова". Сценарий был принят и Госкино, и "Мосфильмом", но денег на постановку этого сложного фильма нет по сей день. Поэтому я решил пока снять документальную ленту.
- Ваш фильм посвящен крымскому периоду жизни и творчества писателя. Вообще, какую роль сыграл в его судьбе, по-вашему, Крым?
- Работая в архивах, в музее МХАТа, я совершенно случайно узнал, что Булгаков в конце 20-х - начале 30-х годов четыре раза приезжал в Крым. Все началось в 1925-м, когда писатель впервые побывал там по приглашению Максимилиана Волошина, который подарил ему свои акварели со словами благодарности за то, что Булгаков в "Белой гвардии" сумел подняться над страшной борьбой красных и белых, считая ее трагедией всего народа. Именно в Крыму Булгаков задумал "Бег". Здесь он вместе со своей второй женой Любовью Белозерской не раз останавливался в доме Чехова, где они познакомились и подружились с Марией Павловной, сестрой любимого писателя Михаила Афанасьевича. Кроме того, в Крыму он сделал окончательную редакцию "Белой гвардии". Булгаков очень полюбил Крым, который вдохновлял на творчество многих известных писателей. Кстати говоря, бывая у Волошина, Михаил Афанасьевич жил в той же комнате, где ранее останавливался Гумилев. Ну и, конечно, в Севастополе он приходил на Графскую пристань, откуда эвакуировалась белая армия Врангеля. Кстати сказать, в свою картину я включил некоторые кадры из замечательного фильма "Бег" Александра Алова и Владимира Наумова.
- Где именно вы снимали, какими источниками пользовались?
- Мы снимали в Крыму везде, где побывал писатель, - это своего рода путешествие по булгаковским местам. Снимали в Феодосии в галерее Айвазовского, которую в свое время посетил Михаил Афанасьевич. Надо сказать, он был равнодушен к маринам, а вот портреты, написанные этим художником, рассматривал часами. В Коктебеле Булгаков познакомился с Александром Грином, который очень тепло принял произведения писателя и пригласил его к себе на пироги в Феодосию, но, к сожалению, эта встреча не состоялась. В Крыму Булгаков общался главным образом с Марией Павловной Чеховой. Она обещала подарить ему листок рукописи Антона Павловича, и, отправляя ей "Дьяволиаду", он написал: "Пожалуйста, не подумайте, что я больше не приеду, я вернусь в Ялту, чтобы получить этот бесценный подарок". Он действительно вернулся, и Мария Павловна свое обещание выполнила. Вообще Чехову в фильме мы уделяем большое внимание, потому что у Булгакова много связано с его творчеством. В нашей картине, естественно, много съемок природы. В Судаке мы сняли разрушенную Генуэзскую крепость, где Булгаков побывал с армянским композитором Спендиаровым, потрясающей красоты заливы, Ялту, Ливадию, библейские места Коктебеля, которые он посетил вместе с Волошиным. Ведь именно в доме Волошина писатель впервые прочел "Собачье сердце" и "Роковые яйца". К тому же фильм просто пронизан стихами Пушкина, Маяковского, Волошина, в нем приводится немало булгаковских высказываний о Крыме.
- А с кем из персонажей фильма вы были лично знакомы?
- С Марией Павловной Чеховой. С ней я познакомился в Ялте, где оказался сразу после войны. Мне, человеку, который с 12 лет посещал МХАТ, конечно же, ничего не оставалось, как помчаться в дом Чехова. После немецкой оккупации он был в очень плохом состоянии, закрыт для экскурсий. И я тоже стоял у закрытой калитки, но потом вышла скромно одетая женщина в ситцевом платье и платочке. Это и была Мария Павловна. После моих убедительных просьб она впустила меня в дом, все показала, рассказывая о брате два с половиной часа.
- До этого фильма вы снимали только игровые ленты. Этот опыт нашел отражение в документальном кино?
- Моя творческая судьба давно связана с Крымом, и "Я вернусь..." - не первая моя работа об этих местах. Много лет назад я снял картину "Они были актерами" - о героическом подвиге знаменитой актрисы Симферопольского театра Александре Перегонец, возглавившей во время немецкой оккупации подпольную группу. Вместе с другими подпольщиками она была расстреляна за два дня до освобождения Симферополя. Так что у меня уже был опыт работы с документальным материалом. Но ни одного кадра кинохроники с Булгаковым не существует, есть только фотографии, которые пришлось собирать, как говорится, по крупицам. Поэтому приходится что-то придумывать, конструировать. Например, эпизод в одной из гостевых комнат дома Чехова, где стояло пианино и где пел когда-то Шаляпин под аккомпанемент Рахманинова. Я нашел рисунок Леонида Пастернака, на котором запечатлен Рахманинов за пианино, нашел фотографию, где поет Шаляпин. Стал искать фотографии тех, кто его слушает. Взял записанный на пленке романс в исполнении Шаляпина и придумал эпизод, где все соединилось: и великий певец, и Рахманинов, и слушатели, среди которых Горький, Бунин, Чехов, Книппер-Чехова, Станиславский, Вересаев. Так я смонтировал несколько подобных эпизодов. Попутно скажу, что в фильме будет звучать та музыка, которую любил Булгаков: Чайковский, Гуно, Бизе, Рахманинов.
- На какой стадии сегодня работа над картиной?
- Сейчас заканчиваю ее монтаж. Очень рад, что она выйдет на телеэкран в 2002 году, который правительство Москвы объявило годом Булгакова, на Патриарших прудах в Москве будет установлен памятник писателю. Нам помог Юрий Михайлович Лужков, который, познакомившись с моим проектом, выделил деньги на постановку. Видимо, не последнюю роль в этом сыграла любовь нашего мэра к Крыму...