Чем вас обрадовал и чем огорчил телеэкран на минувшей неделе?

Петр ГРАДОВ, поэт, драматург:
- 28 января по Первому каналу шла передача "Неизвестная

Петр ГРАДОВ, поэт, драматург:
- 28 января по Первому каналу шла передача "Неизвестная блокада". Документальный фильм был сделан на основе материалов, до сих пор почти не публиковавшихся, и рассказал о том, что пережили жители Ленинграда во время блокады. Вел передачу А.Пиманов, которого считаю одним из лучших ведущих на ТВ. Эту передачу я не мог не смотреть, потому что для меня "неизвестная блокада" была хорошо известна. Медаль "За оборону Ленинграда" дороже всех моих орденов. Я вел дневник, который был опубликован в журнале "Юность". Передача Пиманова, сделанная интересно и честно, напомнила мне о том, как в нечеловеческих условиях люди оставались людьми, о мужестве и стойкости ленинградцев. Автор удачно использует архивные материалы, в частности доклады немецких лазутчиков. Когда впервые прибавили норму хлеба, действительно, женщины на улицах кричали: "Ура!". А я видел, как они в лютый мороз танцевали и пели частушки ночью возле булочной. Только, судя по моему дневнику, это произошло в конце декабря 1941 года, а в передаче сказали: в начале января 42-го. Одно замечание: я бы короче сказал о людоедстве. Возможно, такое было, но мы даже не слышали об этом. А вот мужество наблюдали на каждом шагу.
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- Удивителен эффект ТВ: порой чуть ли не сразу вымываются из памяти важные сообщения, глубокие сюжеты, зато почему-то западает иногда в сознание всякая чепуха. Так, несколько месяцев назад услышал, уж не помню, на каком канале фразу эстрадного певца А. Буйнова, вспомнившего, как побывал он когда-то на военных сборах: "Три недели без девчонок". Вот это да! Теперь, как вижу на экране Буйнова, сразу вспоминаю, какое жуткое испытание он смолоду перенес.
В недавнем телеинтервью другой певец, Г.Сукачев, возмущался, что "Гребенщиков врет", когда говорит о вдохновенной и бескорыстной природе рождения новой песни. Понимаю, что у Сукачева имидж "крутого". Но все равно нехорошо так грубо говорить о коллеге. А, главное, настаивать, что песня и ее исполнение - всего лишь изнурительное ремесло ради хорошего заработка. Может быть, нынче это и так, зато песня на глазах вырождается, превращаясь в коммерческую поделку и однодневку.
О том, сколь губителен для подлинного певца шоу-бизнес, я размышлял, глядя по ТВЦ последний московский концерт Патрисии Каас. Какие надежды возлагали мы на нее лет эдак 12 назад: новая... ну, конечно, не Эдит Пиаф, но Мирей Матье, а, может, и посильнее. И что теперь? От песен Каас, и старых, и новых, словно отлетела душа, куда что ушло? Где прежняя певческая мощь, лиризм, творческая сила? Осталась одна механика да эротика нового облика, лишенная прежнего, натурального обаяния. Перемалывает масскультура подлинные таланты. Уцелевают немногие. Маховики шоу-бизнеса требуют новых жертв.
Юрий КОЛЕСНИКОВ, писатель, Герой России:
- Регулярно смотрю новостные программы. Восхищают высокопрофессиональные репортажи корреспондента НТВ В.Кондратьева, умный, ироничный анализ последних событий М.Соколова в передаче "Однако", четкая, лаконичная информация о московских новостях М.Зеленского ("Россия").
А. Караулов в "Моментах истины" не только приводит печальные факты нашей действительности, но пытается понять и разобраться: каковы причины этих бед? Великолепно ведет свой цикл "Великая иллюзия" С.Говорухин. Из его доброжелательных и корректных бесед со своими талантливыми гостями я черпаю много интереснейшей информации о кино. Приятно, что ТВ не забывает замечательных режиссеров советского экрана. Мы получили возможность вспомнить фильмы непревзойденных мастеров комедийного жанра - Г. Александрова и Л. Гайдая.
В то же время меня огорчают ток-шоу типа "Большая стирка" и другие примитивные передачи, рассчитанные на явно непритязательного зрителя.
Валерий ПОВОЛЯЕВ, писатель:
- На периферии, в передачах местных ТВ иногда можно увидеть нечто примечательное. Сижу в Калуге, по "ящику" смотрю городскую программу: идет показ встречи главных строителей РФ с местными коммунальщиками. Эфир прямой, подробный, так что глупость каждого хорошо видна. Госстрою, оказывается, есть дело до всего, кроме дел своих собственных, прямых. А у местного начальника водоканала совсем другие заботы - ему бы продержаться без аварий до весны. Но Минфин отстегивать купюры не торопится: предлагает водоканалу купить трубы на свои тугрики. Потом, мол, отдадим. На будущий год у нас при таком подходе будут замерзать уже не 46 регионов, а побольше.
При провинциальной нищете сытым убожеством выглядят различные столичные презентации, игры, бенефисы, вручения ТЭФИ и др. Как будто мои земляки живут в другом мире. В глубинке этого не понимают, как не могут понять, сердешные, странного обилия юмористических программ на разных каналах. Столичный не всегда смешной юмор воспринимается здесь как некое издевательство сытого меньшинства над голодным и холодным большинством...