03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЮРИЙ БАШМЕТ: "ИГРАТЬ И ДРАТЬСЯ ВПОЛСИЛЫ НЕ УМЕЮ"

Бирюков Сергей
Статья «ЮРИЙ БАШМЕТ: "ИГРАТЬ И ДРАТЬСЯ ВПОЛСИЛЫ НЕ УМЕЮ"»
из номера 020 за 06 Февраля 2008г.
Опубликовано 01:01 06 Февраля 2008г.
Через несколько дней в Сочи откроется Первый зимний фестиваль классической музыки. Художественным руководителем фестиваля стал Юрий Башмет. Стало быть, мало Юрию Абрамовичу беспрестанных туров по стране и миру, собственного конкурса альтистов в Москве, учрежденных им фестивалей в Минске, французском городе Туре, на итальянском острове Эльба, художественного руководства "Декабрьскими вечерами" в Москве?

- Конечно, мало, - говорит знаменитый музыкант. - Например, фестиваль на Эльбе - очень симпатичный, но он посвящен камерной музыке. А хочется симфонического размаха! Знаете, когда мне пришла в голову идея насчет Сочи? Когда мы с моим ансамблем "Солисты Москвы", которому недавно исполнилось 15 лет, совершали большой юбилейный тур по стране и попали на Черноморское побережье. Я подумал: как здорово было бы приехать сюда с моим большим оркестром "Новая Россия". А потом пришло сообщение, что Сочи выбран олимпийской столицей. Тут уж всякие сомнения отпали - надо делать фестиваль! Ведь это культурный центр нашего юга, город, у которого огромное будущее.
- Вы много ездите по России. Но такое впечатление, что недавний тур имел для вас особое значение...
- Во-первых, такой протяженной поездки - от Черного моря до Тихого океана - еще не было. Во-вторых, я понял, что до сих пор не знал собственную страну. А теперь, проехав ее с запада на восток, могу сказать, что это самое интересное место на земле!
Например, нам с "Солистами Москвы" довелось играть на палубах двух кораблей, в том числе на флагмане Тихоокеанского флота. Вы представляете, на этой махине помещаются 5 тысяч матросов! Ракеты с нее долетают до другого континента, у капитана есть право нажатия ядерной кнопки... А сам капитан - вылитый Чапаев из знаменитого фильма, и матросы его так же обожают, как бойцы любили Василия Ивановича...
Удивительный случай произошел в Якутске. Ко мне после концерта в артистическую зашла миловидная женщина в черном вечернем платье с огромным вырезом сзади. А на ногах - унты. И это неожиданное сочетание оказалось невероятно красивым. Попросила у меня автограф, я расписался. Я спросил: вы издалека? Она говорит: да, три часа на оленях ехала, потом два часа на самолете, специально чтобы вас послушать. Теперь переночую в городе - и обратно... Оказалось, она в юрте живет, оленей разводит. Спрашиваю снова: а как узнали про концерт? Отвечает: у меня спутниковая антенна, телевизор...
А в Волгограде мне пришлось в полседьмого утра выпить стакан самогона. Мы ехали поездом из Ростова-на-Дону, где поздно закончился концерт, поспать удалось, наверное, часа три, не больше. И вот перрон волгоградского вокзала, 28 градусов мороза. Выхожу, а перед нашим вагоном как из-под земли вырос ансамбль девушек в народных костюмах, все поют, пляшут. Мне подносят шашку, а на ней стоит стакан самогона. Надо взять шашку и выпить, не разбив и не пролив. Представляете, я смог!
- Да, умеют в России красиво встретить уважаемого гостя. Но это, так сказать, экзотика. А если серьезно, то как с музыкальным делом на местах обстоит? Пессимисты говорят, что, кроме попсы, которую "ящик" навязывает, народу теперь ничего не нужно...
- Не знаю, на наших концертах залы всегда переполнены. И сами залы множатся. Два года назад были мы в Самарской области, в городе Новокуйбышевске - так там музыкальной школе, уж извините за нескромность, присвоили имя Башмета. Они сами этого захотели, писали мне, спрашивали разрешения. Ребята талантливые, педагоги - энтузиасты (оказалось, что там директором работает мой давний соученик по Московской консерватории), но здание страшное, обшарпанное, будто вчера только закончилась война. И контрастом - сияющая золоченая табличка с моим именем. Поприветствовать нас перед концертом пришел мэр, и я обратился к нему: вы либо снимите табличку, либо отремонтируйте здание!
Через год в следующем турне я со своим ансамблем специально завернул в этот город. Смотрю - не школа, а просто конфетка! Но вид все равно ужасный, улица-то осталась такой же, какая была! Говорю об этом мэру, он улыбается: вам надо присвоить звание почетного строителя. Я продолжаю нажимать: погодите, вы еще не знаете, что я вам сейчас скажу, - в ужасном состоянии вокзал! Он смеется: и это у нас в плане значится... Правда, теперь он уже не мэр, пошел на повышение - вице-губернатор области. Но свой город не забывает, пообещал купить для музыкальной школы пять роялей.
- Недавно вы справили юбилей. Скажите, чем 55 лет отличается от 54? Разница чисто арифметическая или все же качественная?
- Я не стану разводить философию, а просто скажу: между этими двумя цифрами была программа из всех шести Бранденбургских концертов Баха, сыгранных за один вечер в Большом зале Московской консерватории. Была премьера Альтового концерта Микаэла Таривердиева, которую я должен был сыграть еще много лет назад, при жизни автора. Микаэл ко мне обратился, дал запись, а сочинение мне не понравилось... Только потом я понял, что дело было в любительской записи, сделанной на домашнем компьютере. А в прошлом году ко мне обратилась вдова Таривердиева, попросила внимательнее изучить партитуру, и я убедился, что был тогда не прав, сочинение очень красивое. Мы его сыграли на фестивале памяти Микаэла в Московском доме музыки.
- Вы ведь и в кино свои силы попробовали...
- Мне и раньше предлагали сниматься. Например, в роли Паганини. Но совершенно невозможно было выкроить время для съемок. А тут раздается звонок от моего друга Сережи Соловьева, который предлагает роль в продолжении фильма "Асса". Я сперва тоже отказался: да что ты, тут гастроли, Австралия, Новая Зеландия... Но он жал, жал, и я сдался. Тем более что по роли я музыкант. Правда, честно скажу: сам себе на экране я не понравился. Выгляжу немножко натужно и неестественно. Хотя Сережа сказал, что во мне пропадает второй Чарли Чаплин. Ну это он, подозреваю, чтобы подсластить пилюлю. И все равно не жалею, что согласился на эту авантюру. Хотя бы потому, что время, проведенное на съемках, подарило мне общение с таким умнейшим, тончайшим человеком, потрясающим режиссером, как Сергей Александрович.
Снимали мы урывками. Однажды у меня была возможность приехать на съемочную площадку буквально на одну ночь. Работа шла над сценой драки в кафе. Сережа говорит: ну тебе тут нечего делать, скажешь три фразы и свободен. Я удивился: а как же драка? Он говорит: мы дублера снимем. Тут я возмутился - какого дублера, зрители же заметят, скажут: ага, Башмет побоялся, что ему намнут бока. И как Сережа ни сопротивлялся, я настоял на своем. Я же, знаете, парень не робкий, в юности во Львове мог за себя и за друзей постоять... Но должен вам сказать: хоть актеры старались меня беречь, но бока они мне таки намяли. Звонит наутро Сережа, спрашивает: ну как ты? Отвечаю: все тело - сплошной синяк, но я ни капли не жалею, потому что не привык играть вполсилы на сцене и точно так же не хочу играть вполсилы в кино.
- При таком жестком графике на семью хватает времени?
- Увы! Жену Наташу, сына Сашу почти не вижу. Чуть чаще вижу дочку Ксению - и то потому, что она часто выступает со мной как пианистка. Недавно в Тель-Авиве зал просто взвыл от восторга, так здорово она сыграла концерт Баха. Ксюша нынче находится в великолепной профессиональной форме. Да, вот еще новость - недавно она меня дедушкой сделала, внука родила!


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников