Когда проводишь оценку производительности труда офисных работников - то есть людей, которые не производят ничего материального, - нужно обращать внимание на поставленные и выполненные задачи, а также сроки, отведенные на их выполнение. В оценке офисного персонала есть соблазн измерять "человеко-часы", а не объем выполненной работы. Универсальной формулы нет, ведь мы имеем дело с людьми, а не с машинами. Скорость у всех разная, и если один справляется с работой за день, а второй за полдня, то надо понять - причина в лени первого или в уникальных работоспособности и таланте второго? Если это первый случай, можно менять план и ставить новые задачи, если второй - посмотреть, не угаснет ли пыл вашего "стахановца" через два месяца, и если нет, дать ему дополнительную нагрузку за дополнительные деньги.
Совершенно необязательно ориентировать офисного работника на результат. Иногда важнее заострить его внимание на процессе. Мы в отделе продаж делали ставку на результат - и менеджеры по продажам находили массу причин, объясняющих очередное невыполнение плана. Оказалось, что они совершали слишком мало звонков. "Продажники" с опытом знают о "пирамиде": из 20 совершенных звонков четыре заканчиваются встречей, а на четырех встречах совершается одна покупка. Но новички еще не прочувствовали в полной мере справедливость этой схемы. Возможно, они сделали 10-15 звонков, натолкнулись на отказы, их пыл угас, и теперь они лениво звонят пару раз в день - просто чтобы убедиться, что им снова отказали. Мы поставили им план по количеству звонков, подключили информационные системы, которые позволяют это отслеживать. Через два месяца мы убедились, что это был верный ход: продажи пошли вверх.
Всегда можно найти измеримый фактор. Работу программистов можно оценивать по количеству написанных программ, кадровой службы - по количеству проведенных интервью и заведенных трудовых книжек, турагентов - по числу проданных путевок, забронированных билетов и так далее. Если вы имеете дело с юристами, можно посмотреть на количество судебных заседаний, собранных справок, встреч с клиентами. Простейший способ - обязать своих подчиненных вписывать в простую таблицу, чем они занимались каждый час. Прием клиентов, работа с законодательством, поездка в суд - каждый вписывает свое. А начальник отдела в конце дня, недели или месяца может посмотреть эту таблицу и проанализировать ее.
Главное - определитесь с тем, на что должен сделать упор сотрудник, что в данную минуту весомее. Вам сейчас важнее число совершенных звонков или число проведенных встреч? Анализ законов или своевременно и подробно подготовленный отчет? Только не сосредотачивайтесь слишком сильно на отчетах, иначе на их составление у вашего сотрудника уйдет больше времени, чем на основную работу.
Елена Белякова, директор по развитию компании (HR) Capital