Все оттенки увольнений

Компания близка к банкротству и закрыла как минимум треть точек. Делала она это с нарушением трудового законодательства: сотрудникам не только не платили положенные по закону деньги, но и увольняли задним числом.

На данный момент компания "Диксис" должна своим кредиторам 258 миллионов долларов. Официально процедура банкротства компании пока не началась, но кредиторы уже подали иски в суд. Например, 300 миллионов рублей требует от "Диксис" банк "Уралсиб", еще 400 миллионов рублей - Собинбанк.

До проблем с кредиторами "Диксис" была одним из ведущих российских сотовых ритейлеров. До кризиса в ней трудилось 5800 человек. Всего под вывеской "Диксис" работало 1400 точек продаж (800 своих и 600 партнерских) в России и Казахстане. Теперь, по словам одного из бывших топ-менеджеров, общее число работающих торговых точек сократилось минимум на треть. И это еще оптимистичная оценка. В некоторых регионах, например в Москве и Новосибирске, с 1 февраля не работает ни один магазин.

Проблемы с лета

Проблемы у сотрудников компании начались еще полгода назад. Работникам центрального офиса компании задерживать зарплату начали еще в июне-июле. Сначала задерживали на несколько дней, ближе к осени зарплату приходилось ждать и по месяцу.

Осенью начались проблемы и на розничных точках. Сотрудник одного из московских магазинов Андрей рассказывает, что в октябре у него на работе отключился интернет и телефон. "Потом прекратились поставки, - рассказывает он. - Торговать стало нечем, объемы продаж резко снизились". В октябре продавцы салонов впервые получили зарплату с просрочкой. Задержку выплат бухгалтеры и администраторы объясняли просто: "Мы сами без зарплаты, ждите!" - вспоминает Сергей, другой сотрудник магазина Dixis.

Фиксированная часть зарплаты продавца в сети составляла 7-8 тысяч рублей, остальное - процент с продаж. В среднем на каждого сотрудника приходилось по 30 тысяч в месяц. Со штрафами, которые были не редкость, - не больше 27 тысяч. И это при пятидневной рабочей неделе и трех-четырех сотрудниках на точке.

Тем, кому не выплатили "декабрьские" деньги, - еще повезло. На данный момент, по словам одного из региональных менеджеров, зарплату за декабрь получили только сотрудники, работающие в Москве. В остальных регионах России работники получили зарплату в лучшем случае за ноябрь.

Забытые сотрудники

В конце осени компания попыталась разобраться с долгами, создав "наследницу". С 1 декабря прошлого года ОАО "Диксис" реструктурирована в ООО "Диксис дистрибьюшен". Руководство компании рассчитывало, что кредиторы спишут новому юридическому лицу часть долгов, а на возврат остальных дадут рассрочку.

В новое юрлицо переводили не всех сотрудников. "Мне предложили уволиться по собственному желанию в конце ноября", - рассказывает бывший менеджер центрального офиса Алексей. Официально никого компания не сокращала: большинству предложили написать заявление об уходе по собственному желанию "по-хорошему" и получить зарплату за октябрь и ноябрь. В центральном офисе, по словам Алексея, таким образом уволили около 70% персонала. Всего там трудилось более сотни человек.

Некоторых сотрудников при переоформлении просто "забыли". Ольга, бывшая сотрудница магазина "Диксис", решила уволиться из сети в середине декабря. Когда она пришла за трудовой книжкой, то с удивлением обнаружила, что уже уволена из компании с 1 декабря. В отделе кадров ей объяснили, что это технические проблемы: документы не смогли из "Диксис" в "Диксис дистрибьюшен" перевести. За те две недели, которые девушка отработала, ей никто так и не заплатил.

Случай Ольги - не единственный. Дмитрий, продавец салона, официально проработал до 15 января. Последнюю зарплату ему выдали в ноябре. "Мне это надоело, и я решил уволиться", - рассказывает он. В трудовой книжке у него также значится, что он уволен с 1 декабря. Ни отпускных, ни зарплату за два последние два месяца работы ему не выдали.

Увольнения и Ольги, и Дмитрия противоречат трудовому законодательству. По словам Анны Гвоздицких, юриста Центра социально-трудовых прав, реорганизация юридического лица не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. "Если компания меняет вывеску, то максимум что может появиться в трудовой книжке работника - это отметка об изменении наименования работодателя", - объясняет Анна Гвоздицких.

Ни работников, ни ответов

Сейчас из компании увольняются последние сотрудники. "В компании почти никого не осталось, я тоже на днях забираю трудовую книжку", - поделился с "Трудом" один из региональных менеджеров "Диксис". Ей, в отличие от коллег, удалось получить и деньги за октябрь-декабрь, и отпускные. В трудовой книжке у нее стоит отметка "уволена по соглашению сторон".

Получить комментарии о сложившейся ситуации у компании корреспонденту "Труда" не удалось. Не отвечает даже телефон секретариата. А по номеру интернет-магазина "Диксис" тоже никто не берет трубку.

Цифры

500 тыс. рублей

ежедневный оборот торговой точки "Диксис" в центре Москвы

30 тыс. рублей

зарплата продавца "Диксис" в Москве

7 тыс. рублей

фиксированная часть зарплаты продавца в Москве

12 рублей

бонус, который получал продавец с продажи телефона Nokia 1200

Источник: бывшие сотрудники компании.