Борьба с коррупцией по-китайски: реклама дорогих подарков теперь вне закона

Власти решили, что пристрастие к элитным часам, драгоценностям и предметам роскоши прививает людям ложные ценности и провоцирует экономические преступления

В Китае, где цензура является одним из официальных механизмов государственного влияния, а СМИ «служат делу идеологического воспитания» и «выражают волю верховного руководства страны», – теперь на радио и телевидении запрещено рекламировать любые виды дорогих подарков. Вместо таких объявлений будет транслироваться социальная реклама.

По этому поводу организация под названием State Administration of Radio, Film, and Television (SARFT) – аналог российского Гостелерадио – выпустила специальный циркуляр. В нем сказано, что реклама предметов роскоши прививает ложные ценности, нарушает социальную этику, сложившуюся в китайском обществе, и подталкивает людей к совершению экономических преступлений.

До сих пор, – отмечают обозреватели, – на радио и телевидении КНР довольно часто звучали призывы дарить близким дорогие подарки: золотые монеты и украшения, редкие марки, коллекционные предметы, часы, драгоценности. Однако с недавнего времени центральные власти провозгласили важнейшей частью политики воспитание в гражданах бережливости и сдержанности в потребительских желаниях. Особенно это касается чиновников: как отмечает информ-агентство «Синьхуа», руководство Китая все более настоятельно требует от госслужащих быть скромнее и вести более сдержанный образ жизни.

Запрет на рекламу элитных вещей оказался очередным шагом, предпринятым председателем КНР Си Цзиньпином в ходе затеянной им масштабной борьбы с взяточничеством. Цзиньпин был избран на пост в 2012 году, и практически сразу после этого заявил, что вопрос о том, будет ли искоренено в рядах чиновников мздоимство, является для правящей коммунистической партии вопросом выживания. Ведь, несмотря на то, что наказанием за многие виды преступлений, в том числе и экономических, в Китае является смертная казнь, руководство страны то и дело потрясают коррупционные скандалы.

Наблюдатели отмечают, что некоторые из производителей дорогих товаров уже ощутили на себе «эффект» от новой политики властей. Часы высокого класса и ювелирные украшения долгое время являлись в КНР символом преуспевания. Однако после запрета на их рекламу акции крупнейших компаний по производству предметов роскоши – Emperor Watch and Jewellery и Hengdeli – потеряли до 2,2% стоимости на гонконгских биржах.

Несладко, по прогнозам экспертов, придется и изготовителям популярной китайской водки – байцзю, которая до недавнего времени была одним из традиционных напитков на государственных банкетах. Стоимость элитных сортов байцзю достигает нескольких тысяч юаней.