Коллективное помешательство

В спор правительства и РЖД по поводу отмены электричек вмешался президент

«Вы что, с ума сошли? — спросил Владимир Путин членов кабинета. — Это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы. Это касается тысяч людей!» Он потребовал немедленно восстановить пригородное железнодорожное сообщение. Министры тут же взяли под козырек. Спрашивается, а что мешало решить проблему раньше, пока нарыв зрел?

Больше месяца из регионов шли сводки о массовом сокращении маршрутов пригородного сообщения — в Курской, Брянской, Смоленской, Калужской, Орловской, Тверской, Псковской, Вологодской областях. С 1 февраля в Тульской области отменили 10 электричек «на всем пути следования». Накануне Московская железная дорога известила пассажиров, что с 16 февраля прекратят курсировать электропоезда Москва — Гагарин. Всего 44 региона из 73, где есть электрички, продлили договоры на услуги с компаниями-перевозчиками. Причем некоторые даже не на год, а всего на несколько месяцев.

Совсем худо, например, в районах Забайкалья, где нет альтернативы «железке». Там сельские жители даже пригрозили перекрыть Транссиб, если им не вернут электричку Хилок — Могзон. В случае отмены электричек семь поселений Могочинского района — около 5,3 тысячи человек — лишатся связи с районным и краевым центром. Всего по стране в феврале готовились остановить 277 электричек.

А они и в прежние годы сотнями убывали на запасной путь. По одной простой причине — эти перевозки нерентабельны. Как уверяют железнодорожники, проездной билет должен быть многократно дороже. Забайкальская пассажирская пригородная компания попыталась с 1 января ввести «экономически обоснованный тариф», и в результате стоимость билета на электричке Чита — Карымская подскочила со 102 до 1040 рублей. Жители села Сбега говорят, что уже не могут отправлять детей в школу в соседнее село. Цена билета на электричку, который стоил около 200 рублей, теперь 1000. И что, расти неучами? Более экономный вариант: сажать Филиппков на поезд, предназначенный для грузоперевозок. Но в тех вагонах минусовая температура. «Мы не можем подвергать своих детей такому риску», — возмущаются сельчане.

До 2011 года РЖД финансировали убыточные электрички за счет прибыли от грузоперевозок — так называемого перекрестного субсидирования. Потом с разрешения правительства железнодорожники переложили эти обязательства на регионы. Появились 26 пригородных пассажирских компаний, которые арендуют пути и инфраструктуру. Эти железнодорожные «дочки» предлагают тарифы на перевозки, а разницу в цене компенсируют местные власти. Большинство регионов дотационные, денег в казне нет — отсюда и набегают долги. В прошлом году, сообщил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, власти регионов возместили железной дороге вместо 15 млрд рублей лишь 8,7 млрд.

Кого винить в патовой ситуации? Глава компании Владимир Якунин ответственность за сокращение и отмену электричек возлагает на губернаторов. «Они не хотят платить за услуги РЖД, полагая, что электрички все равно будут ходить, даже если в их бюджете останется ноль рублей на эти цели», — записал он в своем блоге, когда уже шло массовое сокращение маршрутов.

Губернаторы, в свою очередь, считают аппетиты РЖД непомерными, а затраты пригородных компаний — неэффективными и непрозрачными. Недавно въедливый депутат Госдумы Олег Пахолков выяснил, что у 25 топ-менеджеров РЖД еще в 2011 году среднемесячная зарплата составляла 5,5 млн рублей, а сейчас значительно больше. Само собой, все это закладывается в тарифы, как и содержание футбольных клубов.

Правительство Тульской области отказалось подписывать договор о транспортном обслуживании с Центральной ППК. Воронежский губернатор Алексей Гордеев заметил: «Пригородные перевозки — это не только коммерческий, но и социальный проект. ОАО «РЖД», похоже, этого не понимает».

Везде, где можно, сейчас стараются заменить электричку автобусом. В Псковской области, где сняли 14 электричек, в начале января запустили 18 дополнительных автобусных маршрутов. Белгородцы идут по такому же пути. Некоторые главы регионов заговорили о планах создания своих региональных железнодорожных перевозчиков.

Так бы и бодались, если бы не вмешался президент. Владимир Путин резонно спросил: почему раньше не договорились? Переход на новые договорные отношения между ОАО «РЖД» и субъектами РФ не заладился с самого начала. Уже в I полугодии 2012-го регионы задолжали своим операторам около 5 млрд рублей. А дальше — как снежный ком. Но правительство тогда не вмешивалось в «спор хозяйствующих субъектов».

Теперь как будто глаза открылись. Вице-премьер Аркадий Дворкович предложил снизить налог на добавленную стоимость до 10%, вернуть льготные ставки на инфраструктуру. Но о проверке обоснованности тарифов и сейчас речи не идет. Поэтому, как подсчитали эксперты, на компенсацию убытков перевозчиков потребуется от 10 до 15 млрд рублей. Где их взять в это непростое время?

Головотяпство чиновников уже не раз оборачивалось социальной напряженностью и протестами. Кого устроит билет на электричку за 1000 рублей, как в Забайкалье? Народ в регионах справедливо возмущается отменой привычных электричек. И еще вопрос, успеют ли все восстановить к весне, когда народ из городов с тяпками и лопатами потянется на дачи. И чего стоят без доступного транспорта программы повышения трудовой мобильности россиян?

Самое удивительное, что железнодорожники срубили сук, на котором сидят. Ведь отмена электричек означает сокращения машинистов, работников депо, да и ликвидацию компаний-перевозчиков. А дальше пути зарастут, рельсы проржавеют, щебенку местные разнесут по дворам...

На узловой воронежской станции Графская ЮВЖД стоял наготове красный пожарный поезд. Весной 2010-го его сократили вместе с малым штатом. А в июле заполыхал лес в биосферном заповеднике, который был прямо тут же, на территории поселка. Верховой огонь перекинулся через пустые железнодорожные пути и уничтожил вековые дубы, на месте заповедника только головешки светились по ночам. Пожарный поезд остановил бы беду, но его уже не было.