Елена Баранова: С российскими баскетболистами перестали работать индивидуально

Олимпийская чемпионка рассказала о проблемах развития детского баскетбола в России 

Своё 50-летие отметила великая баскетболистка, олимпийская чемпионка Елена Баранова. Интереснейший человек!

Даже когда разговариваешь с ней по поводу юбилея, о её многочисленных ярких победах и других радостных событиях её биографии, она непроизвольно переводит разговор на проблемы отечественного баскетбола. Болит душа чемпионки, когда в очередной раз сборная России терпит поражение и даже не попадает на самые престижные турниры.

Вот и перед празднованием её полувековой годовщины Елену больше всего волновало – что нам делать, чтобы вытянуть отечественный баскетбол на прежние высоты.

- Половина вашей великолепной сборной СССР, выигравшей олимпийское золото в 1992 – воспитанницы школ Средней Азии и других, казалось бы, не баскетбольных регионов.

- Я до 17 лет жила и тренировалась во Фрунзе. В маленькой Киргизии почти все игровые виды спорта были хорошо развиты. Сейчас - разве что футбол. При существовавшей в СССР системе спорткомитетов каждой республике вменялось в обязанность иметь команды мастеров. Во втором дивизионе чемпионата СССР играли волейболисты Киргизии, мужчины и женщины, и баскетболисты - "Динамо" мужская команда и "Строитель" женская. Были сильные команды в Ташкенте, Алма-Ате, Душанбе. Шло централизованное финансирование, добротная система ДЮСШ, вершиной которой были команды мастеров. В Армении, Грузии, Молдове также играли в основном местные воспитанники. Не говоря уж об Украине, Белоруссии и Прибалтике.

- Как вы попали в баскетбол? Пригласили высокую девочку?

- Вовсе нет. Моя мама неплохо играла в баскетбол. И как болельщица она обожала ходить на матчи местного "Динамо", брала меня с собой.

Самое яркое впечатление: защитник фрунзенской команды Вячеслав Андреев демонстрировал потрясающие финты, технику и игровую хитрость. Мастерство и артистизм на грани циркового, сродни американскому шоу "Гарлем Глобтроттерз". Я еще не ходила в школу, но увидев, как играет Андреев, заявила "мама, я так же хочу играть". Но до 10 лет меня на баскетбол не брали, и я 3 года занималась легкой атлетикой.

- Прыжками в высоту? С Игорем Паклиным, чьи результаты 35-летней давности до сих пор не могут превзойти россияне?

- Барьерным бегом и прыжками в длину. Тренер Паклина – Анатолий Вогуль, увидев меня на стадионе, пытался взять в свою группу, ездил к моей маме и уговаривал. Но в тот момент меня все-таки приняли в баскетбольную школу. Если бы Вогуль и его жена пришли месяцем раньше – я бы прыгала в высоту.

- Рост вам помогал?

- Мне повезло с первым тренером. Людмила Викторовна Русских (позже она тоже переехала в Москву и работала в спортшколе "Тринта") вскоре стала меня ставить играть в свою команду девочек старше меня, и это мне многое дало в развитии. За счет громадного желания я скоро догнала тех девочек по части техники. Но физикой уступала – была худой, невысокой и лёгкой. Но это, как и Сабонису, мне принесло пользу. Я начинала на позиции разыгрывающей, потом перевели в защитники, постепенно выросла в лёгкого форварда.

По окончанию школы я имела рост лишь 1.85 (нынешнего роста 1.92 я достигла лишь в 20). И меня 17-летнюю стали в "Динамо" ставить даже на позицию центровой. Мне поначалу не хотелось – я рвалась забрасывать трёшки. Тренер Николай Федорович Башкиров говорил: чем разнообразнее будет мой арсенал, тем лучше для меня, и учил меня играть спиной, бороться за позицию. При этом я вела мяч как первый номер, после комбинации ещё и забивала. Накопление разнообразных навыков позже мне помогло.

А сейчас детям раздают амплуа, едва они начинают заниматься баскетболом. В итоге, вырастая до взрослых габаритов, мальчик умеет выполнять функции только центрового, тогда как его рост не более двух метров. Против него уже играют ребята повыше, а броска и ведения у него нет. В Прибалтике и регионах бывшей Югославии детей даже не учат каким-либо комбинациям и заслонам, а дают универсальную технику. В детском баскетболе результат на самом деле не нужен. А у нас же финансирование идет пропорционально разрядам, полученных учениками на турнирах, пропорционально победам. Полную ставку получает тренер, если наберет 50 детей, а если первый взрослый разряд у 12 игроков, это еще одна ставка. Вот тренеры и набирают всеми правдами и неправдами добиваются, чтобы ученики получали разряд.

В хоккее многие тренеры берут деньги с родителей за то, чтобы ставить их детей на игру. В баскетболе пока не так массово. Но сплошь и рядом: маленький, толстенький, не техничный мальчик играет без замен, пока не устанет. Тогда как более техничные и фактурные сидят на скамейке. Стараются ставить в состав акселератов (с ранним биологическим развитием), которые в 10 лет уже ростом 1.85 и крепыши. Мелкие и худенькие дети, которые заиграют в полную силу лишь в 18-20 лет, от него отскакивают. Перспективные дети с "отложенным стартом" (поздним биологическим развитием) нынешним тренерам не нужны, их зарплата зависит от результата, зарплату им надо получать сегодня, вот и играют акселератами. Есть только задача побеждать, задачи подготовить игроков нет.

Наш детский спорт имеет ложные цели, ложные задачи и ложные ориентиры – в итоге в большинстве своем наверх пробиваются не самые талантливые, а самые физически крепкие. До Суперлиги доходят лишь очень немногие из этих физически крепких. А таланты уходят в учёбу и переводят свой любимый баскетбол в разряд хобби. Эти недоигравшие идут в студенческие и любительские лиги, где играют очень прилично. Спрашиваешь: а что ты не пошел в команду мастеров? Он отвечает: меня туда не брали, сказали, бесперспективный.

В советское время уровень зарплаты тренера зависел от успехов подготовленных им игроков. Подготовка не форсировалась, меньше было детских травм и больше баскетболистов высокого класса. Современные спортсмены 12-16 лет часто получают травмы. Неправильная методика, опасные упражнения. Увидела, как тренер заставляет детей прыгать через барьеры, держа над головой пятикилограммовый мяч, ведь это мальчики ростом 1.70-1.80 и массой лишь 50 кг. От ударной нагрузки на спину запросто могут быть осложнения на позвоночник. А травма часто ставит крест на спортивной карьере ребенка, ведь у нас в детском спорте полностью отсутствует система восстановления. Самостоятельно восстановиться сложно даже взрослому, это я по себе знаю, а ребенку практически невозможно.

В СССР было мало тренажерных залов, но тренировочного времени в игровых залах было достаточно. Мы с Людмилой Викторовной после тренировки оставались отрабатывать броски, растягивались, занимались силовыми упражнениями. А сейчас если тренировка заканчивается, ни на минуту в зале задерживаться нельзя, уже ждет следующая группа.

Сейчас юных баскетболистов меньше не стало, но стало меньше тренировочного времени в залах. Руководители сдают их в аренду, зарабатывают себе на премии. Есть федеральный стандарт подготовки, где прописаны объемы всех видов работы. Наши "эффективные менеджеры" перекладывают, например, 40% от тренировочного объема на тренажерный зал, при норме до 25%. Но баскетболисты ведь не гири будут в кольцо бросать. В результате 15-летние мальчики из сборной Москвы имеют в неделю лишь 3-4 баскетбольные тренировки в зале. Явно мало - это нагрузка для 7-летних. Нынешняя система дает возможность директорам школ делать всё, что им захочется. А хочется осваивать бюджет, зарабатывать здесь и сейчас и рисовать красивые отчеты Департаменту, чтобы продержаться в кресле как можно дольше. Плевать на травмированных и перспективных, которых эта система перемалывает, а талантливым не позволяет раскрыть крылья.

Сейчас спортом в большинстве своем руководят люди, не имеющих спортивного прошлого, спортивного образования и опыта выступлений на высоком уровне. Эти "эффективные менеджеры" имеют диплом строителя, физмата, торгового работника и т д., а в руководители спорта попали благодаря нужному знакомству, поиграв с большим начальником в хоккей или покатавшись с ним на лыжах. Сейчас человек с высшим образованием по любой специальности может поучиться год и получить спортивный диплом. Даже если ничего не знает про тренировочные нагрузки, а баскетбол лишь смотрел пару раз по телевизору.

Настоящие проблемы нашего детского спорта сегодня не в тренерах с низкой зарплатой и даже не в отсутствии залов или современных методик. Проблемы в руководителях, наших "эффективных менеджерах", которые сегодня бесконтрольны и неподотчетны. О детях некогда думать, когда надо управлять денежными потоками. Анатолий Мышкин говорил: "имей совесть и делай, что должен". Вот с этим в России в последнее время не сходится, этого очень не хватает. Вот мы и скатываемся в игровых видах спорта с ведущих позиций во вторые-третьи эшелоны.

- В 1992 году на Олимпиаде у женской нашей сборной был великолепный – молодой и сильный состав. Но почему потом всё пошло на спад?

- Отвалились союзные республики, поставлявшие в сборную СССР сильных игроков. Прибалтика в 1992 году уже играла своими командами. Марина Ткаченко и Елена Жирко из Украины, сильные представительницы Молдавии, Белоруссии. Пошёл отток игроков в зарубежные клубы, некоторые не хотели играть за сборную России. В спортшколах не было денег для поездок на турниры. Баскетбольные залы сдавали в аренды.

Общий провал экономики повлиял на спорт, хотя баскетбол – вид совсем не затратный. В начале нулевых в наш баскетбол пошли большие деньги, но за ними хлынула толпа иностранцев, игроков и тренеров, которые заняли большинство рабочих мест и не дают развиваться нашим. В мужском баскетболе в Единой лиге ВТБ не осталось ни одного российского тренера, в командах более половины игроков иностранцы. Кому нужен такой баскетбол? На результаты сборной рассчитывать в таких условиях наивно. И кстати - из того нашего золотого состава, победившего на Олимпиаде в Барселоне-1992, почти никто не востребован нашим баскетболом. Очень жаль, что опытнейшие люди, которые знают - как побеждать, и умеют это делать. Но здесь оказались не нужны.

- Вы после игровой карьеры стали успешным детским тренером, побеждали с командами на всероссийских и международных турнирах. Почему специалист с уникальным послужным списком полтора года без работы?

- Этот вопрос - скорее к Департаменту спорта Москвы и к федерации баскетбола. Есть умные руководители, которые стремятся окружить себя профессионалами, слушают опытных людей, советуются и сами растут вместе с ними. И есть другие, которые боятся профессионалов, знающих людей, как огня.

Нашим "эффективным менеджерам" сегодня нужны не олимпийские чемпионы, а безропотные и безмолвные исполнители. И чему они могут научить детей, неважно – важно, чтобы были полностью зависимы и заранее со всем согласны. Руководители меня не любили, еще когда я играла, потому что я привыкла работать на результат, а не на процесс, всегда сама выкладывалась на 100% и требовала этого же от всех игроков и менеджеров, ведь по-другому результата достичь невозможно. С другой стороны, жизнь и время расставляют всё по своим местам. Уже понимаешь, с кем легко можно идти в любую разведку, а с кем – ни при каких обстоятельствах.

- Женщина - тренер мужской команды. Это не про Вас?

- Баскетбол не делится на мужской и женский. Есть определенные принципы, следуя которым можно выиграть всё, что угодно. Задача тренера направить энергию игроков в общее русло, чтобы они не сачковали и следовали определенному плану. Каждый пытается добиться этого по-своему, в меру своих способностей и возможностей. Один крича и топая ногами, другой через осознание и понимание баскетбола. Если тренер знает и понимает предмет, он может объяснить, что нужно и чего не нужно делать. Мужчина он или женщина, для него нет разницы, с какой командой работать. Вот так и для меня. Надо выиграть мужскую Евролигу? Звоните.

- Вы были лидером сборной перед пятью Олимпиадами…

- Но участвовала лишь в трех. В 2000 не сыграла из-за травмы. А к 2008 готовилась, успешно выступая за испанский клуб. Тренер сборной Грудин неоднократно звонил мне, просил держать себя в форме, готовиться к сборам, но в итоге в сборную меня так и не вызвал. А далее, к сожалению, результаты покатились вниз.