ПЕНСИОНЕРОВ ПЕРЕВЕДУТ "В ДРУГУЮ СТРАНУ"

Сегодня на первое свое заседание собирается Национальный совет по пенсионной реформе, недавно созданный указом президента РФ. Он рассмотрит два варианта пенсионной реформы. Рекомендации Национального совета в конце марта обсудит правительство, после чего станет ясно, по какому пути развиваться пенсионной системе в России.

СОБСТВЕННО, в главном пункте реформы различия между двумя вариантами не принципиальны. Оба предполагают переход на накопительный метод формирования пенсий. Что это значит? В самых общих чертах то, что при расчете конкретной пенсии ее величину определят не трудовой стаж, не суммы заработков за тот или иной период и не средняя по стране зарплата. В расчет будет принят один показатель: сумма, которая к моменту выхода человека на пенсию образовалась на его лицевом счету. Она - не просто результат сложения средств, перечисленных работодателем в Пенсионный фонд: деньги пенсионеров будут инвестироваться, вкладываться в надежные ценные бумаги. А процентный доход по этим акциям и облигациям постоянно возвращаться на их лицевые счета.
Как уверяют авторы проекта, ежемесячная пенсия будет предсказуема, ее формула (в отличие от нынешних запутанных методик) доступна пониманию каждого. Допустим, на лицевой счет какого-нибудь Ивана Коновалова за все годы существования его пенсионного лицевого счета перечислено (с учетом инвестиционного дохода) 554 880 рублей. Эта итоговая сумма делится на количество лет "дожития" пенсионера - такой показатель сегодня равен 17 годам, а затем - еще на 12 - количество месяцев в году. Итог составит 2 720 рублей. Вот вам и величина ежемесячной пенсии Ивана Коновалова.
Простота эта позволяет человеку дальновидному и рачительному в течение всей жизни следить за накоплениями на счете и прикидывать, какая пенсия ему "улыбается" в конечном итоге. А желающие обеспечить себе безбедную старость приналягут на работу, будут совершенствовать квалификацию, искать для себя более прибыльное поприще - словом, как говорили в недалеком прошлом, усилят трудовую активность. А это и есть то, что необходимо для рывка российской экономики. К тому же пенсия будет наконец-то по-настоящему заработанной.
Авторы проектов демонстрируют и другие плюсы новой пенсионной системы.
Нынешняя, распределительная система привычна. Предприятия по твердо установленному тарифу отчисляют деньги на счета Пенсионного фонда. Сколько средств в фонде скапливается, столько же и распределяется по получателям пенсий. По накопительному принципу финансы Пенсионного фонда формируются иначе. Часть своих денег государственная пенсионная система через специальные инвестиционные компании направляет в экономику, дабы коммерческая прибыль позволила прирастить собранные средства. Само по себе это, наверное, неплохо. В пенсионной системе скапливаются огромные средства, сопоставимые с государственным бюджетом. В странах с устойчивой экономикой инвестирование таких средств позволяет приумножать пенсионную копилку, существенно увеличивать выплаты. Одновременно долгосрочные инвестиции - необходимейший атрибут растущей экономики.
Полезно это было бы для нашего пенсионера? Еще как! Ведь одна из главных проблем российской пенсионной системы в том, что она увязла в болоте нищенского распределения. Невозможно дать большие суммы тем, кто их заслужил, потому что это означало бы отнять у "аутсайдеров" последний кусок: не может же государство обрекать кого-то на вымирание. Как считает Михаил Зурабов, тенденция к уравниловке усиливается. И если в современной пенсионной системе не менять ничего, то уже через 7-8 лет пенсия для всех окажется совершенно одинаковой. А накопительная система, по мысли ее инициаторов, поможет разорвать этот порочный круг, дифференцировать и довольно быстро наращивать пенсии.
Но критики такого реформирования напоминают: пока еще нет у нас устойчивой экономики. Дефолты и менее масштабные неприятности вряд ли можно считать делом навсегда пройденным. Всплывают и разного рода сюрпризы, вроде незапланированных выплат по долгам Парижскому клубу. На одной из последних пресс-конференций журналисты задавали Зурабову вопрос: не скажется ли этот казус на финансах Пенсионного фонда? И оказалось, что твердо ни за что поручиться нельзя: пенсионный бюджет, каким бы автономным его ни объявляли, пуповиной связан с федеральным. И если (а такое в новейшей истории Пенсионного фонда уже бывало) федеральный бюджет перестанет покрывать фонду побочные расходы, то пенсионеры за год могут лишиться суммы, равной 7 процентам бюджета Российской Федерации. Это разорение. А как не припомнить, что за последние годы в России "сгорели" миллиардные суммы частных и корпоративных вложений? Так что вполне понятны и сомнения тех, кто опасается за судьбу капитализированных пенсионных средств.
Но при всем обилии вопросительных знаков и многоточий, накопительная пенсионная система, очевидно, написана нам на роду. Ведь, помимо сказанного, есть еще одно обстоятельство, которое не обойдешь. Это - ухудшение демографической ситуации. Через несколько лет естественным путем в стране сократится количество работников, поставляющих в фонд пенсионные средства, и основательно возрастет число пенсионеров. Распределять станет нечего, сохранить хотя бы достигнутый уровень пенсий будет невозможно.
Вот, собственно, общая суть обоих вариантов пенсионного будущего, представленных на суд национального совета по пенсионной реформе. А в чем их различия? По версии заместителя министра экономического развития Михаила Дмитриева, накопительная пенсия вместит все доходы Пенсионного фонда, она полностью вытеснит нынешнюю, распределительную. Модель "накопил-получил" станет официальной формой взаимоотношений, государства со старшим поколением. А коммерческий риск распространится на все деньги пенсионеров.
Иначе видит завтрашнюю пенсионную систему его оппонент. Михаил Зурабов предлагает сохранить уже сложившуюся концепцию "трехслойной" пенсионной системы. Первый слой своеобразного "бутерброда" - это базовая пенсия, которую предполагается формировать из половины того социального налога, который поступает в Пенсионный фонд. Эта пенсия будет представлять собой социальный минимум. Ее будут получать все пенсионеры. В том числе и та прослойка "слабых" граждан, что не сумели сколотить на своем счете сумму, достаточную для назначения накопительной государственной пенсии. Которая, собственно, и составляет второй "слой" пенсионного "бутерброда", доступный абсолютному большинству пенсионеров. Средства на накопительные счета пойдут за счет второй половины пенсионных отчислений.
Третья часть - это дополнительные пенсии, выплачиваемые через негосударственные фонды. Во всем мире негосударственные пенсии - это достояние преуспевающих граждан. У нас уже сделаны законодательные шаги, открывающие дорогу развитию этого финансового института. Специальные налоговые льготы дают возможность предприятиям больше средств перечислять в НПФ, на лицевые счета работников. А получатели больших зарплат уже сегодня могут спать относительно спокойно, уплачивая меньший процент по подоходному налогу. Следовательно, у них есть возможность формировать свою негосударственную пенсию. Все это позволяет надеяться, что третий слой "бутерброда" со временем станет самым "жирным".
Но самые острые споры между инициаторами пенсионной реформы вызывает не будущее, а настоящее. К новой системе уже пора переходить, и именно переходный период у двух инициаторов выглядит по-разному. Вариант Дмитриева предполагает, что пенсионеры уже через год-другой часть государственной пенсии будут получать как накопительную. Но какие, спрашивается, "накопления" будут у тех, кто уже вышел на пенсию? Вариант, предлагаемый Зурабовым, на долгие годы оставляет накопительные счета условными, ориентировочными. Размеры пенсий не будут привязаны к ним жестко, а сохранение социального минимума послужит той "соломинкой", которая не даст событиям принять трагический оборот. И только лет через двадцать, когда на пенсию перейдут нынешние юноши, накопительная часть пенсионной системы должна заработать в полной мере.