09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

Иванченко Александр
Опубликовано 01:01 06 Марта 2001г.
В нынешнем году Содружеству Независимых Государств исполнится десять лет. И все это время не утихают споры вокруг нового международного объединения. Нередко даже на самом высоком уровне руководства новых национальных государств ставятся неутешительные диагнозы, высказываются соответствующие прогнозы. Но не удивительно ли: на постсоветском пространстве все эти годы относительно стабильно функционируют железные дороги. Несмотря на кризисы и дефолты, долги и неплатежи, чехарду правительств и бесконечные выборы, "горячие" и "холодные" точки, по всей огромной территории бывшего Советского Союза идут поезда. Идут днем и ночью, в жару и стужу. Идут с востока на запад и с запада на восток; с юга на север и в обратном направлении. Вот вагоны с узбекским хлопком. Вот железнодорожные платформы с тракторами "Беларусь". Вот - цистерны с азербайджанской нефтью. А вон вальяжно катит пассажирский экспресс Москва-Таллин. Звучат протяжные гудки с Кавказских гор. Слышен стук колес из республик Средней Азии. Идут, идут пассажирские поезда и товарные составы - с нарастающей динамикой.Сотрудничество в области железнодорожного транспорта осуществляется в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ и Балтии. 6-7 марта в столице Армении Ереване пройдет 28-е заседание Совета.В нем примут участие руководители железнодорожных администраций всех стран СНГ, а также представители железнодорожных администраций Болгарии, Латвии, Литвы и Эстонии. С каким "багажом" направляется на эту встречу российская сторона? Рассказать об этом корреспондент "Труда" попросил председателя дирекции совета Анатолия СИДЕНКО.

- Анатолий Яковлевич, прежде всего хотелось бы узнать "родословную" совета, дирекцию которого вы возглавляете.
- Совет по железнодорожному транспорту учрежден девять лет назад главами правительств государств-участников Содружества. С первых же дней послесоздания СНГ дала себя знать необходимость транспортного обеспечения экономических связей образовавшихся государств. Поэтому и был создан межгосударственный орган для координации деятельности национальных железных дорог. Приняли решение, что председателем совета без ограничения срока будет министр путей сообщения Российской Федерации. Председательствовать и на нынешнем заседании будет Николай Аксененко. Все по протоколу.
Без преувеличения, совет сыграл ключевую роль при снятии опасной напряженности в труднейший исторический момент. На границах, а по тем временам просто на межгосударственных стыках образовались чудовищные заторы подвижного состава. Неразбериха полнейшая: чьи вагоны, чьи цистерны, чьи рельсы-шпалы-светофоры? Ситуация была просто взрывоопасной. И тогда совет нашел выход. Главы молодых государств приняли его предложение о разделении парка грузовых вагонов и контейнеров. Вскоре было подписано соглашение, предусматривающее совместную эксплуатацию грузовых вагонов и контейнеров, а также поддержание их в надлежащем техническом состоянии и обеспечение безопасности движения.
- Выходит, нынешние "правила игры" закладывались советом по железнодорожному транспорту СНГ?
- В том числе и им. За период работы совета принято более 80 соглашений, инструкций, правил, положений и других важных нормативных документов по вопросам деятельности железнодорожного транспорта.
- С какими показателями вошел "локомотив СНГ" в третье тысячелетие? Не пробуксовывает ли?
- Не только не пробуксовывает, но и набирает обороты. Первым в повестке дня 28-го заседания совета будет рассмотрен вопрос о выполнении решений предыдущего заседания совета, состоявшегося 23 октября в городе Таллине. Будут подведены итоги эксплуатационной работы железных дорог в минувшем году.
В 2000 году на сети железных дорог Содружества появились подвижки. Увеличен по сравнению с 1999 годом объем перевозок грузов на 9,9 процента, а грузов в контейнерах - на 26,1 процента. Возросли перевозки грузов в России, Украине, Казахстане, Грузии, Азербайджане, Узбекистане, Туркмении. Перевозки увеличились почти по всей учитываемой номенклатуре. Сокращено количество конвенционных запрещений на погрузку грузов назначением в морские порты и третьи страны. Общий оборот вагона ускорен на 0,61 суток, оборот полувагона на 0,53, цистерн - на 0,38, контейнеров на 12,2 суток. Улучшено выполнение графика движения пассажирских поездов. В то же время допущен рост количества отцепленных вагонов от готовых поездов на межгосударственных стыковых пунктах, в том числе на 51 процент по коммерческим причинам и на 29 процентов по нарушению таможенных требований.
Совет по железнодорожному транспорту, его дирекция, железнодорожные администрации провели значительную работу по координации деятельности железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне. Разработано и принято 15 нормативных правовых документов. Это правила, положения, инструкции и другие документы, регламентирующие совместную эксплуатацию подвижного состава и контейнеров, организацию международных перевозок, научно-техническое сотрудничество. В ряд действующих документов с учетом опыта и развития автоматизированных систем управления внесены необходимые изменения и дополнения.
Все это способствует обеспечению пассажирских и грузовых перевозок, повышению эффективности работы железных дорог, укреплению экономических связей государств, решению их экономических и социальных проблем.
- Известно, что в настоящее время предпочтение с легкой руки Туркменистана все больше отдается двусторонним соглашениям...
- В нашей сфере предпочтение отдается широкомасштабной интеграции. В ней участвует и Туркменистан. На железных дорогах действуют единые правила технической эксплуатации и перевозок грузов, единые инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе, технические условия погрузки и крепления грузов и многие другие общеобязательные нормативные документы. Они регламентируют порядок выполнения коммерческих операций, взаимоотношение железных дорог с грузоотправителями и грузополучателями. Совместно используется при осуществлении перевозок пассажиров и грузов инфраструктура железных дорог.
У нас не только единые нормативы, но и общие награды. Лучшим из лучших на всех железных дорогах СНГ вручается знак "Почетному железнодорожнику".
- Есть ли в территориально-отраслевой структуре стран СНГ интегрирующее ядро в области железнодорожного транспорта?
- В соответствии с Программой первоочередных мер по реализации Договора между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией при участии специалистов МПС России разработано и подписано межгосударственное Соглашение о формировании Транспортного союза. В 1999 году Республика Таджикистан присоединилась к Договору между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении единства железнодорожной сети, единого информационного и тарифного пространства железных дорог.
Соглашение о формировании Транспортного союза создает правовую базу для обеспечения эффективности использования транспорта в межгосударственном сообщении. А это будет способствовать развитию взаимовыгодных экономических отношений, качественной реализации соглашений о Таможенном союзе.
В целях углубления интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь в области железнодорожного транспорта Министерством путей сообщения Российской Федерации и Белорусской железной дорогой подписано межведомственное Соглашение об углублении интеграции в области железнодорожного транспорта. Оно предусматривает осуществление более глубокого взаимодействия железных дорог, повышение эффективности взаимных и транзитных перевозок грузов и пассажиров, создание условий для проведения скоординированной политики в вопросах развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, социальной сферы, инвестиционного сотрудничества, участия в деятельности международных транспортных организаций.
- Похоже, что железнодорожная отрасль наиболее интегрирована и в то же время представляет собой некое самодостаточное единство?
- Я бы сказал так: наша отрасль - неплохая модель для интеграции вообще. У нас как бы в миниатюре имеются и продолжают жить все сегменты интеграции. Так, сохранено и получает дальнейшее развитие общее информационное пространство. Оно позволяет обеспечить взаимодействие железных дорог. Перечислю лишь некоторые направления такого взаимодействия. Это технологическая связь между железными дорогами; сигнализация в пределах общих для железных дорог плеч обращения локомотивов; оперативная и статистическая отчетность; автоматизированные системы управления перевозками; резервирование и продажа мест; управление работой сортировочных станций; организация перевозок с использованием электронной дорожной ведомости; автоматизированный банк данных вагонов и контейнеров совместного пользования. Для наглядности скажу так: если вы потеряли свой вагон на просторах СНГ и не можете его найти, обращайтесь к нашему компьютеру - и он практически мгновенно "высветит" местонахождение вагона.
В первом полугодии должна быть разработана и рассмотрена советом Концепция согласованной транспортной политики государств-участников СНГ на период до 2010 года. В целях реализации Программы развития межгосударственной информационно-вычислительной сети железных дорог на утверждение совету представлены Технические требования по построению центрального и национальных узлов сети передачи данных "Инфосеть-21". Создание информационной базы межгосударственного уровня обеспечит необходимые условия для решения задач, связанных с управлением перевозками, производством всех видов ремонта, проведением ежегодных переписей вагонов и контейнеров. Введение электронного обмена документами, материалами совещаний и заседаний позволит повысить оперативность в работе, сократит соответствующие почтовые и телеграфные расходы.
В рамках Совета по железнодорожному транспорту проводится единая научно-техническая политика на основе ежегодно утверждаемых планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) с долевым финансированием работы всеми железнодорожными администрациями.
В Ереване будет рассмотрен план по совершенствованию эксплуатационной работы и транспортного обслуживания на 2001 год. В него включены 20 актуальных тем. Но предварительно будет оценено выполнение плана НИОКР на 2000 год. Итог в общем-то положительный. Почти все работы, финансировавшиеся из централизованных источников, выполнены в установленные сроки.
- А как чувствуют себя железные дороги в стихии рынка? Ведь у каждой республики своя валюта, свои налоги, да и, наверное, свои тарифы?
- Это так. Но в то же время хотел бы обратить ваше внимание на одну специфическую особенность. Железнодорожное полотно - это не беговая дорожка на стадионе. В железнодорожной сфере более уместно и более эффективно сотрудничество, взаимодействие, а не конкуренция.
Еще в 1992 году советом были определены принципы формирования единой тарифной политики при перевозке грузов в межгосударственном сообщении. На основе этих принципов подписано Тарифное соглашение железнодорожных перевозчиков стран СНГ. Более чем шестилетний период работы в рамках этого соглашения позволил накопить положительный опыт по формированию и совершенствованию тарифной политики, направленной на сохранение единого железнодорожного пространства. Разумеется, в этом пространстве есть место и для маневра. Тарифная политика проводится с учетом конъюнктуры мирового товарного рынка и рынка транспортных услуг, конкурентоспособности перевозок и экономических интересов национальных железных дорог. Эта согласованная тарифная политика позволяет заключать долгосрочные контракты на перевозки грузов в международном сообщении.
Совет должен обсудить вопрос о Тарифной политике железных дорог государств-участников СНГ на 2001 фрахтовый год. В нее внесен ряд положений, связанных с применением исключительных тарифов, порядком расчетов платежей, пересчетом швейцарского франка в доллары. Тарифы за использование инфраструктуры железных дорог предлагается устанавливать на основе двусторонних соглашений. Проектом протокола заседания рекомендуется применять сквозные ставки перевозки грузов на взаимовыгодных условиях под конкретные контракты, объемы и маршруты перевозок.
- А есть ли такие направления сотрудничества, которые можно отнести к проблемным?
- Основными проблемными вопросами сотрудничества являются взаиморасчеты за пользование грузовыми вагонами и пассажирские перевозки. Это связано с неудовлетворительным состоянием в ряде железнодорожных администраций СНГ учета проследования грузовых вагонов по межгосударственным стыковым пунктам.
Кроме этого, ряд железнодорожных администраций (Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана и Грузии) не уделяют должного внимания санитарно-техническому содержанию пассажирских поездов, а это отрицательно сказывается на качестве обслуживания пассажиров.
Конечно, проблемой является неурегулированность межгосударственных отношений в Закавказье. Это создает дополнительные трудности при взаимодействии с железнодорожными администрациями Азербайджана, Армении и Грузии.
- Как часто на заседаниях совета звучит острая критика, высказывается особое мнение?
- Дискуссия для нас - явление обычное. Возможна она и на этот раз. А почему бы ей не быть? Ведь коллизии возникают непростые. Так, в первом полугодии необходимо погасить задолженности за пользование грузовыми вагонами. Долги - дело тяжкое. Ожидается, что совет поручит дирекции организовать и провести двусторонние и многосторонние встречи уполномоченных представителей железнодорожных администраций по вопросам урегулирования взаиморасчетов.
Каким бы острым ни было "особое мнение" - любой вопрос может быть решен справедливо только на основе договоренностей и соглашений, установленных нормативов и международного права.
- В повестке дня 18 вопросов. Некоторые из них мы обсудили. Если теперь, Анатолий Яковлевич, не вдаваясь в детали, посмотреть на оставшиеся вопросы как бы с высоты птичьего полета, то каким будет этот ландшафт? Что мы тут еще имеем?
- Совету будут представлены результаты переписи контейнерного парка, проведенной в прошлом году. В связи с выявленными недостатками в учете, использовании, техническом содержании контейнеров намечен ряд мер. Будет рекомендовано железнодорожным администрациям усилить контроль за возвратом контейнеров по принадлежности. Необходимо активизировать работу по оздоровлению технического состояния парка контейнеров, принять организационно-технические меры по обеспечению полного охвата предстоящей переписью всего контейнерного парка.
На заседание будет внесен вопрос о развитии автоматизированной системы расчетов за пользование грузовыми вагонами. Действующая система введена пять лет назад и показала свою работоспособность, но требуется обновление программного обеспечения. Предусматривается внедрить суточную выверку перехода вагонов по межгосударственным стыковым пунктам.
Совет рассмотрит изменения и дополнения в Правила комплексных расчетов между железнодорожными администрациями. Эти правила приведены в соответствие с новыми нормативными правовыми документами.
Совет должен обсудить представленные железнодорожными администрациями планы капитального и деповского ремонта грузовых вагонов на 2001 год и при необходимости внести в них коррективы.
Важное значение будет иметь решение о завершении перехода на новую систему технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов на основе выполненного объема работы. Другими словами, по пробегу. К настоящему времени на эту систему ремонта перешли железнодорожные администрации России, Латвии и Узбекистана. Планируют такой переход железные дороги Беларуси, Казахстана, Литвы, Молдовы, Украины и Эстонии.
Новой системой технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов предусматривается разработка предложений по корректировке нормативно-технической документации, рассмотрение вопроса о целесообразности перехода на дифференцированные нормативы межремонтного пробега в зависимости от типа подвижного состава с учетом проведенной модернизации.
До 1 апреля планируется подготовить и представить единый порядок перевода приватных вагонов на систему ремонта по фактически выполненному объему работы (по пробегу).
Будут также представлены предложения по проведению мероприятий, приуроченных к 10-й годовщине образования СНГ и Совета по железнодорожному транспорту.
- А как же все-таки с пассажирскими перевозками?.. Все, что связано с железной дорогой, волнует практически всех. Будут ли рассмотрены на заседании совета вопросы, которые напрямую касаются пассажиров?
- В рамках Комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций в области здравоохранения подготовлен и представлен на утверждение совета проект Санитарных правил по организации пассажирских перевозок. В них регламентированы санитарно-гигиенические требования к оборудованию вагонов, водоснабжению, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха, искусственному и естественному освещению, нормативы шума и вибрации в вагонах, а также санитарные требования к содержанию вагонов-ресторанов. Применение этих правил будет способствовать обеспечению комфортных и безопасных для здоровья пассажиров условий проезда.
На утверждение совета будут представлены также изменения и дополнения в Соглашение о межгосударственном пассажирском тарифе. Здесь отражены вопросы формирования коэффициентов фирменности для фирменных поездов (вагонов) и ставок платы за сервисные услуги в поездах (вагонах) повышенной комфортности. Имеется в виду гарантированное обеспечение наборами питания, предметами первой необходимости, печатной продукцией, обеспечение личной безопасности пассажира. В приложении к соглашению закрепляется право железнодорожной администрации-собственницы устанавливать свои условия оплаты за пользование специальными поездами и вагонами.
Железные дороги - это артерии жизни, объединяющие людей. Вот и будем решать актуальные задачи транспорта СНГ сообща, вместе.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников