08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПЕРЕМЕН НЕ ХОТЯТ ТОЛЬКО УПРАВДОМЫ

Дмитриев Георгий
Опубликовано 01:01 06 Марта 2002г.
Жилкомхозом наше общество было недовольно всегда. Пресловутые жэки традиционно воспринимались как символ халтурной работы и вульгарного безразличия к людям. Вечно пьяный слесарь Вася, имевший дело со стаканом чаще, чем с гаечным ключом, гулял из анекдота в анекдот. Потом незабвенный образ Васи трансформировался в киногероя Афоню. И даже когда все прочие отрасли экономики заработали по законам рынка, жилищно-коммунальное хозяйство продолжало оставаться непаханым советским полем. Лишь совсем недавно федеральная власть наконец решилась на реформу - дальнейшее промедление чревато полным крахом жилкомхоза. По поручению президента РФ разрабатывать модель реформы ЖКХ взялось Минэкономразвития. И тут выяснилось, что есть в стране город, где реформа коммуналки идет уже не первый день, причем весьма успешно. Как нетрудно догадаться, этот город - Москва.

ДЛЯ ДЕТАЛЬНОГО знакомства с идеологией и опытом московской реформы министр экономического развития и торговли Герман Греф и председатель Государственного комитета по строительству Анвар Шамузафаров в конце прошедшего года приняли участие в заседании столичного правительства. Резюмировали тогда свои впечатления федеральные министры почти восторженно: "московская модель" - это то, что нужно в масштабах всей страны. Герман Греф и Юрий Лужков стали, по сути, соавторами постановления правительства РФ, объявившего о запуске с января 2002 года федеральной реформы жилищно-коммунального хозяйства. Вполне естественно, что в этом постановлении Москва была обозначена как экспериментальный полигон реформирования ЖКХ.
Но не прошло и двух месяцев, как стало ясно, что эта реформа кому-то очень не по душе.
ТРУДНО припомнить более невразумительную, надуманную дискуссию, чем та, которая развернулась в СМИ вокруг начавшейся реформы жилищно-коммунального хозяйства. Дискуссия, спор - они ведь предполагают наличие каких-то разнящихся позиций и аргументов. Между тем все специалисты сходятся в том, что ЖКХ как последний островок социализма в рыночной российской экономике нуждается в реформировании. Все согласны и с тем, что лечение больной, а точнее, прогнившей жилищно-коммунальной системы - дело долгое, и шоковые методы здесь неприменимы. Об этом не раз писал и "Труд". Так откуда нападки на реформу ЖКХ? Ясно одно: в свертывании реформы могут быть заинтересованы только организации и предприятия, которые сегодня безраздельно (и крайне неэффективно) властвуют в сфере жилищно-коммунальных услуг. Однако наивно было бы предполагать, что все эти ЖЭУ, ДЕЗы и РЭУ способны застопорить реформу, утвержденную федеральным правительством.
Некоторые СМИ в качестве "противоборствующих сторон" в несуществующем споре о реформе пытаются выставить федеральную и московскую власти. Дескать, звероподобные московские чиновники ввели 100-процентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг, а справедливый президент запретил правительству столицы драть с москвичей три шкуры. Все, кто хоть немножко знаком с историей вопроса, прекрасно понимают, что подобные утверждения - просто бред. Еще пять лет назад федеральное правительство (персонально - вице-премьер Борис Немцов) предлагало шоковый вариант реформы, ставившей целью всеобщий переход к 2003 году на 100-процентную оплату населением услуг жилищно-коммунального хозяйства. И именно Лужков тогда встретился с президентом и заявил, что Москва не пойдет на эти драконовские меры. Мэр настоял на том, что столица будет проводить реформу по иному принципу: рост коммунальных платежей должен идти вслед за ростом благосостояния людей, а не опережать его.
ПО ЭТОМУ главенствующему принципу и шла все эти годы реформа. Москве удалось продвинуться как по пути внедрения в ЖКХ рыночных механизмов (на обслуживании жилья уже сейчас в городе занято около 700 частных фирм), так и в работе по приведению в порядок подъездов жилых домов и дворовых территорий. Сегодня в Москве возрождается система ответственных за состояние дома, за порядок в подъезде. В 95 тысячах подъездов (а всего их в столице около ста тысяч) уже организованы дежурства, из них в девяти тысячах дежурят консьержки. Это позволяет снизить преступность и количество пожаров в жилом секторе, повысить культуру поведения жильцов, сократить ущерб от порчи оборудования, стен, светильников, лифтового хозяйства.
Но все это, отмечает руководитель Комплекса городского хозяйства Петр Аксенов, - лишь первые итоги московской реформы. Впереди - куда более серьезная модернизация системы. Она коснется и финансовых отношений между населением, предприятиями и организациями ЖКХ и городской властью. Ситуация сегодня такова. Москвичи оплачивают лишь 44 процента реальной стоимости жилищно-коммунальных услуг. Городские власти считают нерациональной, неэффективной практику, при которой городской бюджет доплачивает жилищно-коммунальным организациям остальную сумму. Эти деньги (порядка 20 миллиардов рублей) было бы рациональнее и справедливее направлять в форме субсидий на личные счета низкооплачиваемых категорий населения.
ЖИЛЬЦЫ, в свою очередь, создают товарищества собственников или арендаторов жилья, выбирают себе на конкурсной основе обслуживающую жилищную организацию и строят с ней отношения на чисто рыночных принципах. Сами решают: сколько платить, кому и за какие услуги. Это неизбежно приведет к повышению качества услуг и снижению их стоимости. Очевидно, речь идет не о перекладывании бремени реформы на плечи населения, а лишь о более эффективном использовании бюджетных средств.
Москва по темпам реформы, естественно, будет опережать многие другие субъекты Федерации. Как ни странно, именно при обсуждении темпов московской реформы и рождаются разного рода спекуляции. Запускаются слухи, будто в Москве уже принято решение о поголовной 100-процентной оплате населением жилищно-коммунальных услуг буквально с завтрашнего дня. Но это неправда. Мэр Москвы Юрий Лужков неоднократно заявлял о том, что о всеобщей 100-процентной оплате не может быть и речи, во всяком случае до 2007 года. И где тут противоречие между федеральной и столичной властями? Его можно найти только при очень сильном желании настроить население против самой реформы ЖКХ.
В ТО ЖЕ время известна твердая позиция столичных властей: состоятельные москвичи, в семьях которых душевой доход составляет не менее 8,5 тысячи рублей, могут уже сейчас оплачивать все сто процентов жилищно-коммунальных услуг. Тем более что содержание квартиры им обойдется максимум в 7 - 8 процентов семейного бюджета. И надо сказать, что этот призыв многими москвичами воспринят с пониманием. По данным, которые привел начальник Управления городского заказа Владимир Стрельбицкий, по итогам уже первого месяца года добровольно оплатили жилищно-коммунальные услуги по полной стоимости почти восемь процентов семей москвичей.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников