ПОЛНЕБА НА ПЛЕЧАХ

Как-то раз в одном из узеньких переулков-"хутунов", что в историческом центре Пекина, навстречу проковыляла, прихрамывая, скрюченная, сухонькая старушка на крохотных ножках. Таких и поныне здравствующих жертв распространенного еще век назад уродливого обычая забинтовывать ступни новорожденным девочкам сегодня в Китае встретишь крайне редко. Живые памятники женского бесправия, они уходят в прошлое так же стремительно, как меняется на глазах облик китайской столицы.

"Женщины держат половину неба" - это знаменитое изречение Мао Цзэдуна стало в Китае лозунгом общенациональной кампании за освобождение и равноправие прекрасного пола. За минувшие с той поры полвека китаянки совершили настоящий "большой скачок" в новую жизнь, вырвавшись из многовековых пут полуфеодальной отсталости и забитости. Безвозвратно канули в Лету времена, когда вся их жизнь сводилась к "трем подчинениям": отцу - в девичестве, мужу - в супружестве и старшему сыну - во вдовстве. Если в 1950-х годах 90 процентов женщин в городах КНР занимались лишь домашними делами, то ныне столько же трудятся во всех отраслях народного хозяйства, внесли огромный вклад в успех китайских реформ. Сегодня они составляют около половины специалистов в области науки и техники, а также пятую часть корпуса инженеров. 21,8 процента депутатов действующего созыва Всекитайского собрания народных представителей (парламента), порядка полутысячи глав муниципальных администраций, наконец, член Госсовета (правительства) У И и министр образования Чэнь Чжили - женщины.
Неуклонное повышение статуса женщин подтверждается и данными исследования, проведенного Всекитайской федерацией женщин. Свыше половины опрошенных признали за собой "абсолютный контроль" в домашних делах, в то время как главенствующую роль мужьям отвели лишь 2,3 процента участниц опроса. О заметном прогрессе в деле раскрепощения женщин красноречиво говорит тот факт, что в семи случаях из десяти они становятся инициаторами бракоразводных процессов - неслыханное прежде дело для патриархального Китая с его многовековыми традициями женского бесправия.
Однако наибольших достижений "слабый пол" Поднебесной добился в спорте. На долю китаянок приходится более 60 процентов чемпионских титулов, завоеванных представителями КНР на международных соревнованиях, ими же установлено две трети числящихся за страной мировых рекордов. Совсем недавно эту копилку пополнили медали высшей пробы, привезенные конькобежкой Ян Ян из Солт-Лейк Сити - первое "золото" за всю историю участия КНР в зимних Олимпиадах. На спортивных аренах китаянки уже давно выступают удачнее мужчин.
Впрочем, для многих из них подлинное равноправие все еще остается недостижимой мечтой. Если в городах КНР женщины в плане социального признания и экономического положения уже догнали, а по ряду позиций (как, например, уход за внешностью, расходы на личные нужды) и обогнали мужчин, то в деревнях - там, где проживает большинство китаянок, - ситуация весьма далека от идеальной. Более 70 процентов неграмотных, почти три четверти занятых тяжелым сельскохозяйственным трудом - все это тоже женщины. Мало в чем изменилось на селе и отношение к новорожденным девочкам - крестьянскому семейству нужны сильные мужские руки и продолжение рода, а потому на дочь традиционно смотрят, как на обузу. Не случайно в сельской местности в порядке исключения дозволяется иметь второго ребенка, если первенец - девочка. К тому же кое-где в китайских деревнях по сей день не изжит дикий обычай торговли женщинами, на которых смотрят не иначе как на безропотную прислугу и объект сексуальной эксплуатации. Отнюдь нередки случаи жестокого обращения с женщинами в семьях.
Увы, оставляет желать много лучшего положение женщин в сфере трудовых отношений - дискриминации хватает и здесь. Хотя китаянки составляют почти половину трудоспособного населения КНР, при прочих равных условиях у них все же выше шансы быть уволенными по сокращению штатов, тем более что многие начальники не скрывают своего негативного отношения к декретному отпуску подчиненной. Несмотря на высокий профессионализм, женщинам приходится в буквальном смысле пахать как лошадям и постоянно доказывать, что они ни в чем не уступают коллегам-мужчинам.
И все же как ни труден и долог путь к подлинному равноправию, китаянки не теряют уверенности в торжестве идей эмансипации. Ведь в основе традиционной древнекитайской модели мировосприятия лежит космогенная теория гармонии "ян" и "инь" - неразрывного единства активного мужского и пассивного женского начал мироздания. Без взаимодействия этих полюсов немыслима сама жизнь. Ни один из полов не может существовать и развиваться без другого, поэтому всякое неравенство и дискриминация по половому признаку - неестественны, а стало быть, вредны. Ясно и доходчиво на этот счет высказалась Ли Синь из столичной ассоциации защиты прав женщин. Процитировав уже упоминавшуюся фразу "великого кормчего", она философски заметила, что к равноправию мужчин и женщин обязывает задача прочно держать небосвод жизни - иначе, дескать, он может обрушиться.