09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЕТЕР ПЕРЕМЕН

Долгодворов Владимир
Опубликовано 01:01 06 Марта 2002г.
Отныне автомобили марки "ГАЗ" будут продаваться как в России, так и в странах СНГ по единым ценам, правда, с учетом транспортных расходов. Итоги этой большой и сложной работы были подведены на ежегодном собрании представителей товаропроизводящей сети ОАО "ГАЗ", состоявшемся в Нижнем Новгороде в конце минувшей недели. На нем были представлены 270 предприятий-дилеров из России и государств ближнего зарубежья.

Новая система сбыта, которую сегодня внедряет "ГАЗ", - это цивилизованная структура, принятая в ведущих автомобильных компаниях мира. Ее основополагающие принципы - переход на денежные формы расчета с дилерами, установление жесткого контроля над ценообразованием, перемещение центра продаж в регионы, максимальное удовлетворение запросов потребителей.
Еще в 2000 году, с приходом на автозавод финансово-промышленной группы "Сибал", был создан торговый дом ООО "РусавтоГаз" со 100-процентным капиталом предприятия. Именно на него была возложена ответственность за реализацию всей продукции "ГАЗа", за сбытовую политику. Предстояло создать независимую структуру, обеспечивающую, во-первых, интересы потребителей, во-вторых - стабильность поступления финансовых средств в доходную часть бюджета.
С той поры многое изменилось в жизни автогиганта. Прежняя команда менеджеров широко пользовалась взаимозачетами и вексельной формой расчетов, когда в результате немудреных комбинаций с бумагами цена машин порой снижалась вдвое, отдавала автомобили на реализацию сотням мелких фирм, многие из которых ко времени возврата долгов просто-напросто исчезали. Однотипные, одинаковой комплектации автомобили у фирм, занимающихся розничной торговлей, еще два-три года назад отличались по цене в пределах тысячи долларов. Так, в автосалонах Москвы "Волгу" или "Газель" можно было купить намного дешевле, чем в самом Нижнем Новгороде, потому что здесь возникли сотни фирм-перекупщиков, приспособившихся жить за счет автозавода. Да и сегодня, чего греха таить, приезжающие в город на Оке и Волге пассажиры поездов днем и ночью слышат зазывающие объявления таких продавцов, склады которых расположены в соседних подворотнях. Естественно, ни квалифицированной предпродажной подготовки, ни гарантийного, а тем более послегарантийного обслуживания они обеспечить не могут. Правда, реально обещают оформить все документы купли-продажи, в том числе и получение перегонного номера в течение часа. Где только берут эти номера?..
Информация к размышлению. Нижегородские фирмы и предприятия ежемесячно покупали на "ГАЗе" три - четыре тысячи автомобилей. Из них только 700 - 800 регистрировались в местном управлении ГАИ. Остальные уходили на сторону. Как нетрудно догадаться, с немалой выгодой для продавцов.
Новая команда "ГАЗа" не могла мириться с такой ситуацией. И было решено вместо сотрудничества со множеством фирм-продавцов как в Нижнем Новгороде, так и по всей России, организовать крупные региональные склады автомобилей всех марок и модификаций, выпускаемых предприятием. Всего на сегодняшний день их создано семнадцать: в Восточно-Сибирском, Западно-Сибирском, Уральском, Центрально-Черноземном, Московском, Поволжском, Северном, Северо-Кавказском регионах, а также в Белоруссии. Организация системы продаж автомобильной техники через такие склады обеспечивает в первую очередь даже не столько интересы предприятия, сколько потребителей, предоставляя им возможность приобрести автомобиль нужной модификации по такой же цене, как и в Нижнем Новгороде. (Еще раз подчеркнем - с учетом транспортных расходов, а они разнятся серьерзно. Для сравнения: перевозка четырех тысяч автомобилей из Нижнего до Москвы стоит столько же, сколько транспортировка трехсот до Иркутска). Но, так или иначе, решение оказалось верным, в результате доля региональных продаж резко увеличилась и уже к концу 2001 года достигла 78 процентов против 27,5 процента по итогам 2000 года. По перекупщикам был нанесен сокрушительный удар.
Всего за 2001 год таким образом было реализовано 196 075 автомобилей, из них 81 457 легковых, 92 499 грузовых и 22 119 автобусов. Складские запасы к концу 2001 года по сравнению с аналогичным периодом года предыдущего сократились вдвое и составили всего 4751 штуку.
Был решительно перекрыт еще один канал утечки средств. Многие фирмы охотно приобретали на заводе практически за полцены недоукомплектованные машины, которые прежде нередко сходили с конвейера. Фирмы эти, в отличие от заводских снабженцев, без труда находили недостающие узлы и детали и доводили автомобили до кондиции. Теперь с этим покончено: из сборочных цехов ныне выходят только полностью укомплектованные машины, а продаются они исключительно на условиях предоплаты.
Новому руководству автозавода в конечном итоге удалось добиться того, о чем здесь прежде только мечтали: наконец-то производство тех же "Волг" (кстати, при совершенно незначительном повышении цены) оказалось безубыточным. "ГАЗ", перестав кормить подчас неизвестно кого, стал зарабатывать деньги. В прошлом году здесь получено 30 миллионов рублей прибыли. Сумма для такого огромного предприятия невелика, но тенденция просматривается четкая: ветер перемен дует в сторону рыночной экономики.
Как уже отмечалось, завод вынужден был существенно сократить производство "Волг", ликвидировав, в частности, третью смену на конвейере, когда чаще всего допускался брак. Теперь автомобили выпускаются только под реальные, проплаченные заказы надежных партнеров. Кстати, на этой почве у предприятия возник довольно серьезный конфликт с Министерством по антимонопольной политике России, включившим в свое время "ГАЗ" в реестр монополистов по легковым автомобилям и микроавтобусам. Суть одной из претензий - как раз снижение выпуска "Волг", что якобы повлекло за собой неудовлетворение спроса дилеров. Но, о чем уже говорилось выше, дилер дилеру рознь...
Одну из главных своих задач руководство "ГАЗа" и, думается, вполне справедливо видит в резком повышении качества автомобилей местного производства.
Все это, вместе взятое, и призвано обеспечить выпуск высококачественных, но недорогих автомобилей, что сделает их конкурентоспособными не только на внутреннем, но и на международном рынке.
Как заявил генеральный директор ОАО "ГАЗ" Дмитрий Стрежнев, "надо поднимать отечественное машиностроение до уровня, когда покупатель на рынке сможет всерьез сравнивать соотношения цены и качества продукции отечественного автопрома и иномарок. Российские "мерседесы" появятся нескоро, но ведь и наши покупатели в массе своей не столь богаты, чтобы приобретать такие автомобили. Нам нужны добротные, удобные в эксплуатации и экономичные машины по реальной цене. Это - наша цель".
Кстати, как сообщили неофициальные источники с "ГАЗа", цены на автомобили в зависимости от марки уже в ближайшее время повысятся на 3-7 процентов. И вряд ли надо объяснять, почему это происходит.
Кстати, наравне с недорогими "Волгами ГАЗ-3110" завод выпускает и уже облюбованную многими автолюбителями "одиннадцатую" - только пока в ограниченном количестве, потому что изготавливается она "штучно" и, как говорится, себе в убыток: завод стремится сохранить технологию. Себестоимость такой "Волги" - в пределах 14 тысяч долларов, а продается она за 10-12 тысяч. Эта модель может стать окупаемой при объеме производства не менее 10 тысяч штук в год. Пока такие машины собираются строго под заказ дилеров.
К слову, на дилеров теперь возложены задачи не только по реализации автомобилей, но и организации более совершенного гарантийного и постгарантийного их обслуживания, торговли запчастями. Заводские специалисты придирчиво оценивают возможности своих деловых партнеров. Все предприятия, торгующие автомобилями марки "ГАЗ", проходят обязательную аттестацию. Для этого изучаются их финансовое состояние, техническая база, уровень квалификации персонала и качество сервисных и гарантийных услуг. Каждый генеральный представитель получает соответствующий сертификат на осуществление деятельности, связанной с автомобилями марки "ГАЗ".
Из 350 потенциальных партнеров в России и СНГ уже 273 прошли такую аттестацию и получили право работать с автогигантом. Пока полностью удовлетворяют предъявленным требованиям лишь 54 из них, и процесс этот продолжается. "У него нет начала и нет конца, - заметил заместитель генерального директора "ГАЗа" Виктор Масленников. - Теперь сам "ГАЗ" будет диктовать свою политику продаж". Иными словами, право быть дилерами автозавода надо заслужить.
Руководство "ГАЗа" не оставляет надежд и на выход на международный рынок. В соответствии с имеющимися уже договоренностями, нижегородские "Газели" скоро появятся в Тегеране: здесь планируется пустить до пяти тысяч маршрутных такси. Сборочное производство предполагается открыть в Египте и в ряде других стран Ближнего Востока и Южно-Азиатского региона. Что же касается ранее широко разрекламированного создания таких производств в России и СНГ, они, по мнению Дмитрия Стрежнева, себя не оправдали. Пока сохраняется и оправдывает себя лишь предприятие "КрымавтоГАЗ".
За последние полтора-два года многое изменилось в производстве и реализации запасных частей. Долгое время на предприятии об этом только говорили да строили планы, хотя всем было понятно, что дело это высокорентабельное, супервыгодное. И этим пользовались "серые" производители и продавцы запчастей, в карманах которых и оседала прибыль. Теперь торговлей запчастями предложили заняться, под контролем автозавода, дилерам. И они с удовольствием взялись за новое дело. Начинали реализацию запчастей с объема 50 миллионов рублей в месяц, сейчас же эта цифра возросла до 300-400 миллионов. И в том, что, несмотря на сокращение выпуска автомобилей, заводу в 2001 году удалось сохранить сумму доходов, есть немалая лепта и тех, кто торгует запчастями.
Что же ждет одно из крупнейших машиностроительных предприятий России в ближайшем будущем? Заместитель генерального директора - директор по маркетингу и реализации ОАО "ГАЗ" Александр Левадченко утверждает, что основной модельный ряд будет сохранен. Главный акцент делается на качество. Разработана соответствующая целевая долгосрочная программа. В частности, планируется расширение цветовой гаммы окраски кузовов, создание жесткой и четкой системы сервисного обслуживания.
С этим полностью согласны предприятия-дилеры. Что касается их взаимоотношений с автозаводом, на этот счет четко выразился директор ЗАО ПТ "БелГАЗавтосервис" (г. Минск) Михаил Супрунович:
- Мы работаем с "ГАЗом" много лет. Было все: и подъемы, и спады. Но никогда не было стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Не было долгосрочной экономической политики по реализации автомобилей в регионах. Сегодня она определена. И я считаю, что наконец-то между нами достигнуто полное взаимопонимание.
По итогам работы за минувший год определены лучшие представители товаропроводящей сети ОАО "ГАЗ", которые награждены дипломами и ценными подарками. География впечатляет: Киев и Минск, Москва и Санкт-Петербург, Тюмень и Днепропетровск, Кемерово и Красноярск... Среди аттестованных предприятий в странах СНГ пять из Украины, три из Казахстана, по два из Армении и Молдавии, по одному - из Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана. Судя по всему, проблем с рынками сбыта у ОАО "ГАЗ" не будет.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников