10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МОРЕ СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ

Гусева Оксана
Опубликовано 01:01 06 Марта 2003г.
Первой женщиной в России, недавно получившей диплом капитана промыслового судна, стала Валентина Николаевна Плутова. И хотя ей уже предлагали капитанскую должность, пока ходит старпомом на БМРТ "XVI съезд профсоюзов", она не первая женщина-капитан морского судна в нашей стране. До нее была легендарная Анна Ивановна Щетинина, работавшая в Дальневосточном морском пароходстве. Но вот капитан в рыболовном флоте, где, как известно, "рыбак - дважды моряк", - это неожиданность.

- Валентина Николаевна, почему вы выбрали профессию, которая и не каждому мужчине по плечу? В вашей семье были моряки?
- Так уж получилось, что не я выбрала работу, а она меня. Я родилась в городе Семилуки Воронежской области. И хоть есть там река Дон, но и плавать не выучилась. А когда случилась беда с братом, моя мама, чудесный и добрый человек, все силы отдавала тяжело травмированному сыну, при этом сама долго болея, я же воспитывалась в интернате. Была там "приходящим" ребенком. Благо, интернат находился неподалеку.
После интерната поступила в Воронежский технологический институт, однако учиться на дневном было трудно, да и уверенности, что это пригодится, не было. Бросила. Пошла на завод огнеупоров. Вот это действительно не женская работа! По нескольку тонн кирпичей перекладывала за смену. Зимой еще ничего - кирпич быстро остывает, а летом валенки горят на тебе, ожоги. Для семнадцатилетней девочки труд просто непосильный.
Тут как раз у нас был набор на Камчатку - в матросы. Решила поехать. Начинала рыбообработчицей. Потом испробовала в море все специальности. Даже поваром была. Люди мне всегда встречались очень хорошие. И когда матросом была, и после оберегали меня, старались как-то помочь. А на мне висело шестеро: мама, брат, две бабушки, одна из которых инвалид войны, и мои девочки. Я, можно сказать, и жить-то только начала года четыре назад.
- Вы вырастили двух дочерей. Кто занимался с ними, когда вы уходили в море? Муж?
- Нет, с мужем как-то не сложилось. Развелась, потом работа, дети, в общем, не до нового замужества. Помогала мама. Это когда я в рейсе. А по возвращении старалась как-то компенсировать свое отсутствие. Уезжала с ними в лес, подальше, чтобы как можно больше времени провести вместе. Мы много путешествовали, ходили на катамаранах по Дону. Ночью плыли по течению, а днем приставали к берегу. Это был наш мир... Девочки у меня просто замечательные. И зятья золотые! Сейчас уже есть внуки.
По своей натуре я человек добрый. Добрый и слабый. Бывает и такое, что слезы дарю подушке. Только вот опускать руки себе не позволяла. Есть фильм такой - "Москва слезам не верит". Я его очень люблю - напоминает мою собственную жизнь.
- Валентина Николаевна, когда планируете выйти в море уже в новой должности - капитана?
- Приглашения есть. Вот "Аквапром" приглашает капитанствовать, в другие компании зовут. Однако трудно решиться еще и потому, что привыкла к коллективу. Ведь столько проработали вместе... Каждого знаешь, как себя. В море, как нигде, человека видно. И лодыря, и работягу. А наш коллектив не один год подбирался - люди просто замечательные!
- Не было проблем с экипажем, с начальством из-за того, что вы женщина? Как сегодня относятся к женщине на корабле?
- Сейчас в море работает много женщин. На нашем судне, например, завпроизводством - женщина. Это, кстати, тоже большая редкость. В море в этой должности ходят все-таки мужчины. А девчата - повара, буфетчицы, дневальные - все делают, чтобы за долгие месяцы рейса создать уют для экипажа. А как это важно, когда надолго оторван от дома, от семьи!
Проблемы, конечно, были. Вот и капитан, с которым сейчас вместе работаем, Евгений Валентинович Пархоменко поначалу, когда узнал, что ему старпомом женщину назначают, ни в какую: "Или я, или она!". Еле уговорили. Сейчас, кажется, не жалеет - изменил свое мнение в корне. Ну а в начале морской деятельности надо мной много подшучивали... Помню, пришла на судно, принимаю вахту в четыре утра. Все нормально. Стоит матрос, рулит. Я, как положено: "Разрешите принять вахту". Встала к штурвалу. Веду корабль намеченным курсом. Руль кручу, а он на месте. Опять крутану, он снова на месте. И тут выясняется, что стоим на якоре!.. А я-то добросовестно рулю! - смеется Валентина Николаевна.
- У вас в подчинении 90 человек. Большинство - мужчины. Не бывает конфликтов?
- Вот буквально на днях случай был. Пришел на судно новый матрос. Спрашивает: "Где старпома найти?". Ему на меня указывают. Он чуть с трапа не упал: "Старпом - баба?!". Ничего, потом привыкают... В чем-то женщине даже легче старпомом быть. Ведь я отвечаю и за дисциплину на корабле. Бывает, кто-то выпьет лишку... Уже не раз слышала: "Вот, Валентина Николаевна, были бы вы мужчиной, другое дело, а пред вами стыдно!" И правда, больше не повторяется!
- В 1989 году вы при пожаре вынесли из огня человека. Как это было? Страшно?
- Я всегда говорю: не боится только дурак. Хотя когда "Тауйск" горел, думала не о себе. И даже, как потом поняла, не о том, что у меня дети и я им очень нужна. Знала, что за спиной люди. Думала, как их родным в глаза посмотрю, если беда случится. Ни капитана, ни старпома тогда на судне не было. А я там просто жила, помогала. У меня в том пожаре партбилет сгорел. Еще и выговор получила. Правда, и квартиру тоже за этот случай дали.
- Валентина Николаевна, в преддверии праздника, что пожелаете коллегам, друзьям?
- Всем морякам - семь футов под килем и чтобы на берегу их всегда ждали любимые и любящие женщины.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников