ПОЛЮС ДАЛ ТРЕЩИНУ

В четверг метеоусловия не позволяли вызволить из беды участников экспедиции. К пятнице погода прояснилась. Однако, как сообщили в штабе руководителя спасательной операции Артура Чилингарова, в ночь разлом льдины прошел в метре от последнего уцелевшего домика. Поэтому полярники на безопасном расстоянии установили палатку, в которой укрываются от ветра и пережидают непогоду. Если позволят метеоусловия, то вертолет со спасателями прибудет на "СП-32" в субботу еще в светлое время.

Вчера в 8 утра в Мурманск вылетел Ми-26 архангельского объединенного авиаотряда под командованием Виктора Трефилова. Там он взял на борт группу спасателей, прибывших из Москвы, и отправился на Шпицберген на выручку полярникам. К архангельским пилотам обратились за помощью потому, что только в этом авиаотряде есть уникальные винтокрылые машины грузоподъемностью 20 тонн. Летчики, отправляющиеся на спасение, имеют большой опыт работы в условиях Заполярья.
- Это задание отличается от обычных операций тем, что перелет довольно дальний и постоянно меняется обстановка. Льдина, по последним сведениям, продолжает крошиться, - сказал корреспонденту "Труда" генеральный директор авиаотряда Юрий Давыдов.
Вчера же на Шпицберген в населенный пункт Лангйирбюзи прибыли спасатели МЧС. В составе группы из шести человек во главе с зам.министра Геннадием Коротких - врач, психолог. На тот случай, если понадобится дополнительная помощь, на авиационной базе в Раменском под Москвой находятся в готовности еще две эвакуационные бригады.
Напомним, что еще в начале января единственная в мире дрейфующая станция осталась без ледового аэродрома, который использовали для приема грузовой авиации. Почти полуторакилометровая взлетно-посадочная полоса откололась от базовой льдины. Образовалась большая полынья. Потом, правда, она снова затянулась. Но использовать ее было уже опасно.
Еще одну трещину полярники заметили 23 февраля. Думали, что обойдется. Но события развивались стремительно. Льдина раскололась пополам, а затем стала крошиться. Скорее всего, она попала в теплое течение. Пять сборных щитовых домиков, кают-компания, камбуз, дизельная и баня в течение получаса ушли под воду. Станция лишилась основного источника энергоресурсов. Удалось спасти часть продуктов и топлива. Все остальное имущество унесло в открытое море. "СП-32" осталась дрейфовать в 300 километрах от Гренландии. Ученые были вынуждены запросить помощи.
Специалисты говорят, что подобных ЧП в истории северных экспедиций еще не было. Торосы и раньше доставляли немало проблем. Но никогда еще практически вся станция не уходила под лед в считанные минуты.