ЛАТВИЯ: РОДНАЯ ШКОЛА НЕ ДОЛЖНА СТАТЬ ЧУЖОЙ

В Риге в пятницу открылся Вселатвийский съезд защитников русских школ, на котором, по словам его организаторов, присутствует не менее 4 тысяч посланцев из самых разных уголков республики. На него также приглашены известные европейские политики, дипломаты и правозащитники. Участники форума должны решить, как далеко можно зайти в противостоянии с латвийскими властями, отстаивая интересы русских школьников в Латвии.

По словам одного из руководителей Штаба защиты русских школ Александра Казакова, который накануне с группой русскоязычных школьников побывал в Москве, "революционная ситуация" сложилась в Латвии сразу после того, как местный парламент принял текст поправок к закону об образовании. Поправки означают: с 1 сентября 2004 года преподавание в русских школах страны должно вестись на государственном языке, а не на русском.
Нововведение, как считает Александр Казаков, коснется примерно 120 тысяч учащихся русских школ, что составляет около трети всех латвийских школьников.
Известный депутат от Народной партии Александр Фирштейн посоветовал тем, кто хочет учиться на русском языке, уехать в Россию. Протесты же против перевода русских школ на латышский язык он назвал "политическим заказом", исходящим из России.
"Латвийский сейм, - рассказала в интервью корреспондентам "Труда" рижская школьница Светлана Савицкая, - проигнорировал протесты русскоязычного населения страны, а также рекомендации международных правозащитных организаций. Тогда десятки тысяч наших сторонников вышли на улицы в знак протеста против произвола властей. Мы, русские, живем в Латвии испокон веков и не собираемся уезжать в другую страну. Мы требуем уважения наших законных прав".
По мнению Александра Казакова, "самый эффективный способ повлиять на позицию Латвии - надавить на республику через руководство Евросоюза". Известно, что республика 1 мая должна стать членом ЕС. "Однако, - считает он, - ее могут туда и не принять, если не будут учтены требования русского населения в Латвии. На последней сессии ПАСЕ было решено направить трех инспекторов-докладчиков в Ригу, с тем чтобы они изучили ситуацию и доложили о ней в начале марта".