Дамы, приятные во всех отношениях

В музее «Рабочий и колхозница» открывается выставка «Феминизм: от авангарда до наших дней», приуроченная к Международному женскому дню

Корреспондент «Труда» рассказывает о том, какой путь проделало феминистское искусство за сто лет своего существования.

Для нового директора «Рабочего и колхозницы» и «Манежа» Марины Лошак женская тема является одной из главных. Она уже проводила выставки «Венера Советская» и «Рабочие и колхозницы», посвященные мироощущению женщины в СССР. Логично, что новым шагом на пути исследования женского вопроса стала выставка про феминизм.

Она открывается бодрым советским авангардом: в самой передовой стране мира женский вопрос был решен радикально — женщина стоит наравне с мужчиной, и точка. Эти перемены порой принимали искаженные формы вроде совместных работ по шпалоукладке, но коснулись и художественного процесса. «Амазонки авангарда» переставали быть просто музами и становились активными участницами арт-процесса. Их главной темой тоже были женщины — освобожденные, независимые и сильные (во всех смыслах). Появляется образ этакой физкультурницы, воспетый в фарфоровых статуэтках Елены Данько и Варвары Шероновой, плакатах Валентины Кулагиной, некоторых скульптурах Веры Мухиной, в чьей главной работе — «Рабочем и колхознице» — и проходит выставка.

Дальше — затянувшийся период соцреализма, в котором женское течение в искусстве фактически иссякло. Прочное место заняли мужчины, хотя и они использовали уже утвердившийся образ амазонок: на их картинах изображены великие женщины со шпателями, в косынках и в грязных от штукатурки брюках (Владимир Серов «Строительница», 1964).

В это же время в западном феминистском искусстве появлялись новые вопросы. Художницы начинали громко манифестировать свой образ жизни и говорить о женских проблемах, утверждая, что нельзя скрывать их в ванных комнатах и на кухне. В этом ключе действовали Марта Рослер, Мэри Келли, Вали Экспорт и одна из главных художниц 90-х Трейси Эмин, работы которой, увы, не привезли на выставку.

Радикальное течение феминизма на Западе представлено группой Guerilla Girls. Анонимные девушки, скрывающиеся за масками горилл, выступают против неравноправия женщин в мире искусства, против гендерных стереотипов и эксплуатации женской сексуальности. На выставке есть их знаменитый плакат, вопрошающий: «Неужели женщина должна раздеться, чтобы попасть в Метрополитен-музей?» Статистика подтверждает: в Метрополитене всего 3% работ женщин-художниц, зато 83% обнаженных на картинах — женщины.

В России женское искусство возродилось лишь после перестройки. Причем наши художницы перенимали опыт не «амазонок авангарда», а западных коллег. На выставке есть видео с перформансами Елены Ковылиной, этакой русской Марины Абрамович. Раз за разом она испытывала собственное тело, делая акцент на его слабости и беззащитности: прикалывала медали на кожу, ходила босиком по битому стеклу: В ее работах отразился важный для женского искусства поворот: феминистки уже не кричат о равных правах. Они предъявляют миру слабость тела, которая иногда ужасно не соответствует силе характера. Это противоречие стало одной из главных тем нового феминистского искусства. Но исправить его уже не под силу ни политикам, ни гражданскому обществу.