200 метров в неделю

По темпам строительства метро российская столица сегодня уступает только Пекину

На прошлой неделе открылось движение на Бутовской линии метро от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк». Небольшой «мостик» длиной 4,5 км перекинули между конечными станциями серой и оранжевой веток метро. Он соединил три района: Ясенево, Северное и Южное Бутово, где живут около полумиллиона человек.

Москвичка Елена Решетникова живет в Южном Бутово на станции «Улица Скобелевская», а работает на «Третьяковской». Дорога на работу занимает у нее каждый день чуть больше часа, по московским меркам вполне терпимо. Если бы не ежедневное испытание: проплыть в людском потоке с линии легкого метро на серую ветку и втиснуться в вагон. Известно, что Серпуховско-Тимирязевская линия метро — одна из самых перегруженных.

— Я очень ждала открытия новых станций — «Лесопарковой» и «Битцевского парка». Теперь я экономлю в пути 15-20 минут, — рассказывает Елена. — Что еще удивительнее, на станции «Новоясеневской», куда мы переходим, в час пик даже платформа полупустая, а в вагоне есть свободные места. На своей родной ветке я об этом уже давно не мечтала.

Из подземки увидеть небо

На торжественной церемонии открытия станции одним из первых по новому маршруту проехал мэр Москвы Сергей Собянин.

— Сегодня мы пускаем новую ветку метро, которая соединит Калужско-Рижскую и Серпуховскую линии, — сказал Сергей Собянин. — Мы разгрузим частично Серпуховскую линию. Я хотел бы поблагодарить строителей «Казметростроя», которые пришли на выручку московским строителям и в рекордные сроки закончили эту ветку. Обычно такая стройка занимает от трех до четырех лет, а они сделали ее за 2,5 года с хорошим качеством: Напомню, что у нас впереди — десятки километров метро, десятки новых станций, нам предстоит большая, серьезная работа на благо москвичей.

При прокладке перегонов строители особенно заботились о том, чтобы не затронуть Битцевский лес, о сохранности которого беспокоились местные жители. И лес удалось сохранить. Корни деревьев доходят до глубины не более 15 метров, а новые станции, хотя их заложение и считается мелким, расположены на 20-метровой глубине. Так что лесу стройка не угрожала, потому что тоннели проходили намного ниже.

Особое внимание при проектировании новых станций уделили их дизайну и оформлению. Вообще все недавно открытые в столице станции — особенные: они светлые, с современными эскалаторами и турникетами, оснащены пандусами, и в оформлении каждой есть своя изюминка. Например, станцию «Битцевский парк» украшает уникальное панно из более чем 300 стеклянных фрагментов. А «Лесопарковая» — единственная в Москве — имеет стеклянный купол, так что из вестибюля можно увидеть небо.

Эта станция, кстати, станет частью проектируемого сейчас транспортно-пересадочного узла. Он будет включать перехватывающую парковку и остановки общественного транспорта. Это делается для того, чтобы жители Северного Бутово и Новой Москвы, которые будут приезжать из Коммунарки, Остафьево, Бачурино, Воскресенского, Рязановского и других, смогли подъезжать к метро на автомобилях, а потом пересаживаться на поезда.

До Сокольников рукой подать

Завершив возведение новых станций, казанские метростроевцы вручили отбойный молоток строителям «Мосметростроя» как символ эстафеты, который передают в надежные руки. Такая традиция появилась в Москве в 2010 году, когда началось масштабное строительство метрополитена. Строители «Мосметростроя» сейчас прокладывают два перегона подземки на Сокольнической ветке метро. Новые станции «Тропарево» и «Румянцево» должны сдать к 1 сентября. Это будет подарок для москвичей ко Дню города.

Станцию «Тропарево» возводят в двух километрах от «Юго-Западной» — конечной красной ветки.

— Наша главная задача — разгрузить существующую «Юго-Западную». Вы все знаете, какая там транспортная ситуация, знаете, сколько там автобусов, «газелей» и что там невозможно проехать. Поэтому, строя дополнительно две станции метро, мы фактически трафик оттягиваем ближе к области, — сказал Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству. — Нет сомнений, что строители успеют завершить все к сроку. Прокладка путей идет со скоростью 200 метров в неделю.

— Жители полностью поддержали проект строительства, потому что станция метро «Юго-Западная» сегодня перегружена, — заметил Алексей Александров, префект Западного административного округа города Москвы. — Поток горожан, которые проживают в Новопеределкино и Солнцево, приезжают на «Юго-Западную» и дальше едут в метро, очень большой. В этих районах сейчас живет около 300 тысяч человек.

Один путь хорошо, а два — лучше

Активное строительство ведется и на Кожуховской линии метро. Эта строящаяся линия подземки станет одной из частей Третьего пересадочного контура. Открыть первый участок планируется уже в 2014 году. В августе прошлого года испанская компания Bustren PM выиграла конкурс на проектирование четырех станций этой новой ветки — «Ферганской», «Стахановской», «Окской» и «Нижегородской».

Инженеры и архитекторы из Bustren PM предложили строить в Москве тоннели по распространенной в Европе технологии — с двумя путями и двумя боковыми платформами. При этом станции будут двухуровневыми — сверху вестибюль, а снизу платформы и пути. Пассажиру придется еще в вестибюле определиться, по какой из двух лестниц спускаться на нужную платформу.

По словам Марата Хуснуллина, строительство двухпутных тоннелей в пятилетней перспективе дало бы Москве экономию в 80 млрд рублей. Кроме того, добавил чиновник, испанские технологии позволяют строить метро гораздо быстрее. Так, в свое время в Мадриде произошла настоящая революция в метростроении: с 2004 по 2007 год там было построено 80 станций. Именно в таких темпах сейчас нуждаются москвичи для решения транспортных проблем мегаполиса.

Такие сооружения более просты в обслуживании.

— При необходимости можно по параллельному пути тоннеля подогнать второй поезд для эвакуации пассажиров или для проведения любых технических работ, — объясняет Мануэль Эррера, руководитель проекта компании Bustrеn по строительству метро в Москве. — Помимо этого в двухпутном тоннеле можно установить стрелочное оборудование в любом месте без дополнительных строительных работ, что очень сложно сделать в тоннелях маленького диаметра. Это позволяет в любой момент изменить схему движения поездов так, как это требуется для метрополитена. К тому же строительство двухпутного тоннеля требует меньше времени. Для таких работ нужно меньше персонала и оборудования, а это позволяет значительно снизить расходы. Исходя из нашего опыта, мы можем сказать, что стоимость двухпутного тоннеля примерно на 20% дешевле, чем двух однопутных.

Компетентно

Игорь Солонников, председатель Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов

— Есть три составляющие снижения стоимости строительства метро: оптимизация градостроительных решений, которая предваряет экспертизу, оптимизация проектных решений и непосредственное снижение за счет экспертизы сметной документации. Мы разработали и опубликовали специальные сборники на оборудование по метрополитену. В среднем убавили 15% от тех расценок, которые действовали ранее. Значительная экономия достигается за счет оптимизации градостроительных и проектных решений. Станции мелкого заложения изначально дешевле классических станций глубокого заложения. Экономить можно на внутреннем оформлении вестибюлей и станций за счет использования более легких материалов. В этом году среднее снижение цен по материалам и оборудованию от первоначально представленных составило до 32%.

Кстати

В ближайшее время на Сокольнической и Калининской линиях появится беспроводной интернет. А для самых активных пользователей в скором времени запустят электронную библиотеку. Прямо во время поездки с помощью планшета или смартфона можно будет скачивать книги — от русской классики до детективов и детских сказок