Жив, курилка?

Любителей подымить в аэропортах выставят на балконы

Через год после принятия федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма» антитабачные активисты отрапортовали о его эффективности. «В прошлом году впервые за постсоветский период потребление табака в стране снизилось, — не скрывает удовлетворения сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина. — Разные исследования дают несколько отличающиеся данные о распространенности курения, но сходятся на падении этого параметра примерно на 16-17 процентных пунктов».

Одновременно отчеты табачных компаний показывают падение объемов продаж на 7-8%. Российский табачный рынок — второй по объему после Китая и крупнейший в мире по наличию транснациональных корпораций («табачных акул»). Так что «акулы» не заставили ждать с ответом. В Госдуму внесены сразу три законопроекта, легализующие курительные помещения в аэропортах и отменяющие 15-метровую антитабачную зону возле входа в аэровокзалы.

Два из них, подготовленные различными депутатскими группами под руководством Дмитрия Вяткина и Гудкова — Пономарева, весьма радикальны. Они предусматривают не только возвращение классических курилок в аэропортах (под предлогом ненадлежащего исполнения закона), но и обустройство таковых на железнодорожных вокзалах.

«Действительно, во многих аэропортах — в Екатеринбурге, Омске, Астрахани — не демонтировали курительные комнаты. Самая скандальная ситуация — в Шереметьево, где руководство аэропорта отбивается от претензий сразу двух прокуратур: Химкинской и Межрегиональной транспортной. Но почему на эти примеры надо равняться? — возмущается автор выборочного мониторинга авиаотрасли, глава программ общественного здоровья Международной конфедерации обществ потребителей Марина Чернова. — Во Внуково, в Санкт-Петербурге, Пензе, Магнитогорске, Ханты-Мансийске закон выполняют, чего и другим желают. А вокзалы тут вообще ни при чем! Авторы законопроектов уверяют: оборудование курилок не потребует бюджетных затрат. Но это лукавство: установка курительной кабины обходится в 400 тысяч рублей, замена фильтров в течение года стоит больше 120 тысяч рублей. В России 348 вокзалов ОАО «РЖД», полностью принадлежащего государству. Значит, заплатит за их эксплуатацию бюджет».

Третий законопроект, подготовленный депутатской группой под редакцией Дмитрия Носова, также отменяет «табачную 15-метровку». Но он не затрагивает вокзалы, а в аэропортах апеллирует к самому прогрессивному опыту организации курения — при помощи специально обустроенных террас или балконов на открытом воздухе (в том числе в транзитной зоне). Такой выход позволяет избежать обслуживания дорогих фильтров, да и самим курильщикам станет легче перед долгим перелетом.