Российское правительство разработало правила прохода по Северному морскому пути иностранных военных кораблей. Об этом сообщает издание «Известия».
Согласно документу, иностранное государство должно будет отправить уведомление о проходе своих кораблей или судов по этой транспортной артерии за 45 суток до его начала. В документе требуется указать название судов, цель, маршрут и сроки плавания, а также воинское звание и фамилию капитана. Кроме того, нужно перечислить основные параметры — водоизмещение, длину, ширину, осадку и характеристики энергетической установки.
Корабли должны выполнять требования защиты морской среды от загрязнения. В случае возникновения аварийной ситуации или ухудшения ледовой обстановки командиры должны послать в ближайший российский порт или военно-морскую базу сообщение о происходящем.
В случае осложнения ледовой обстановки проводку иностранным судам должны будут обеспечить российские ледоколы. Также появится требование брать на борт российских лоцманов.
Как отметил вице-президент Российской ассоциации морского права, профессор Камиль Бекяшев, если корабль или судно последует по Севморпути без разрешения, российская сторона может применить принудительные меры по его остановке, вплоть до чрезвычайных: ареста или уничтожения судна-нарушителя.
Правила были разработаны из-за «активизации в Арктической зоне военно-морской деятельности различных государств». Они направлены на сохранение контроля над экологией и торговым судоходством.
Накануне командующий Европейским командованием вооруженных сил США, генерал Кертис Скапаротти заявил в сенате, что «Соединенные Штаты готовы сдерживать Россию в Арктике».
В сентябре 2018 года американское издание The Washington Post (WP) высказало мнение, что Северный морской путь может стать собственным «Суэцким каналом» России. Это объясняется интенсивным таянием арктических льдов.
Эксперты называют условия судоходства в Арктике экстремальными даже летом, но ключевым фактором является затрачиваемое на переход время. Судну, которое идет из Южной Кореи в Германию в обход Африки, потребуется на это 46 дней. Плавание по этому маршруту через Суэцкий канал займет 34 дня, а через Северный морской путь - 23 дня.
Другими преимуществами Северного морского пути являются отсутствие очередей, как в Суэцком канале, и угрозы пиратов.
К недостаткам этой магистрали WP относит пустынные территории и слабое развитие инфраструктуры, что в случае аварии судна может иметь для него катастрофические последствия.
По некоторым оценкам, по Северному морскому пути могут перевозиться до половины евроазиатских грузов на сотни миллиардов долларов.