Дороги, которые мы не выбираем

Какая может быть вера и душа, если речь идет о куске дорогой столичной земли — между улицами Новаторов, Академика Челомея и Архитектора Власова?

Перефразируя культовую фразу из знаменитого фильма, власти Москвы подумали: «Зачем дорога, если она ведет не по храму?»


Те из нас, кто успел пожить во времена СССР, наверняка помнят знаменитый фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние» 1984 года. И культовую фразу, звучащую в финале: «К чему дорога, если она не приводит к храму?». Уже в наше время эта мысль получила творческое развитие. Власти Москвы подумали: «Зачем дорога, если она ведет не по храму?» И вот теперь впервые в истории современной России может быть снесена действующая православная церковь — преподобного Иосифа Волоцкого в Старом Беляево.

Пока россияне спорили, нужно ли включать в поправки к Конституции РФ религиозные постулаты, сама жизнь уже все решила за них. Какая может быть вера и душа, если речь идет о куске дорогой столичной земли — между улицами Новаторов, Академика Челомея и Архитектора Власова?

Московские власти подготовили и даже представили общественности свой проект реконструкции этой территории, по которому здесь должны появиться и «общественно-жилой комплекс» (четыре 37-этажные жилые башни), и «объекты социальной инфраструктуры» (включающие «бизнес-центр и автотехцентр»), и прочие сладкие атрибуты современной жизни.

К несчастью для авторов проекта, в одном из уголков этого земельного треугольника еще 12 лет назад разместилась небольшая деревянная церковь преподобного Иосифа Волоцкого, кстати, единственная во имя этого святого в Москве. Тогда этот храм буквально втиснулся между высотками и автостоянками одного из самых плотно населенных районов столицы, Обручевского, где численность жителей составляет около 100 тысяч человек.

Казалось бы, что в этом особенного? А все просто: согласно уже утвержденному правительством Москвы в августе прошлого года проекту, по занимаемой храмом территории должна пройти шестиполосная автодорога. Потому что, по мнению Москомархитектуры и Главного архитектурно-планировочного управления столицы, больше пройти ей негде.

Стоит сказать, что ранее рассматривался и озвучивался вариант, когда трасса просто огибала прицерковную землю по соседней брошенной промзоне. Но «внезапно» выяснилось, что владелец этого участка — очень непростая организация федерального уровня, для прокладки маршрута через ее территорию требуется согласование чуть ли не на уровне администрации президента РФ. Ну и кто ж на такое отважится? А с другой стороны стоят красивые торговые центры — так это вообще святое!

По словам настоятеля храма протоиерея Романа Маркова, локальный проект застройки противоречит генеральному плану реконструкции Москвы, составленному еще в 2010 году и действующему до 2025 года: «Я этот план видел. Да, там есть дорога, но она проходит далеко в стороне от территории нашего храма. Получается, новый проект идет вразрез с генеральным планом».

Справедливости ради отметим, что ссылок на Генплан реконструкции Москвы в Постановлении правительства Москвы № 1087-ПП от 22 августа 2019 года просто нет. Видимо, это больше никакой не документ, а фикция. Бумажка, не стоящая даже чернил для принтера, ее напечатавшего. И потому теперь можно забирать землю, ранее переданную в бессрочное пользование, обратно. И пускать под нож бульдозера детскую воскресную школу, миссионерский центр, спортивный зал и многое другое. Саму церковь, кстати, можно даже не ломать — она сама раскатится по бревнам от движения по дублеру Ленинского проспекта возле своих стен.

Но только давайте открыто признаем: любые словесные или письменные упражнения, что, дескать, Россия — социально ориентированное государство, — это тоже фикция. У нас что ни дорога, то или к торговому, или бизнес-центру. В такое вот время живем.



Стоит ли российским регионам вводить режим самоизоляции вслед за Москвой и Подмосковьем?