Какова ты, женская доля?

Слоган «Всегда для женщин» наиболее точно отражает суть телеканала «Домашний», который отмечает 15-летний юбилей

Сегодня у «Домашнего» день рождения: впервые он вышел в эфир ровно 15 лет назад. То, что старт состоялся в преддверии 8 Марта, неслучайно. Канал неоднократно менял слоганы, но нынешний — «Всегда для женщин» — наиболее точно отражает его суть. Так же как и то, что среди крупнейших российских вещателей именно у этого канала самая большая доля женской аудитории. Две указанные даты дают повод поговорить о взаимоотношениях ТВ и прекрасного пола в целом.

Ежегодно исследовательские компании составляют мировой рейтинг гендерного равенства. Итоги для России все последние годы оказываются примерно одинаковыми: она болтается где-то в седьмом-восьмом десятке государств, рядом с Сальвадором и Эфиопией. Методологии при подсчете используются разные. Сравниваются уровни зарплат и образования леди и джентльменов, вовлеченность их в политику, участие в руководстве крупных компаний и т. д. Но вот если бы при составлении таблиц учитывались еще характер и адресность контента наиболее востребованных телеканалов, то в отношении нашей страны даже самым матерым социологам пришлось бы в недоумении почесать репу. И вот почему.

С одной стороны, подавляющее большинство сериалов, развлекательных программ, концертов, конкурсов на них предназначены как раз женской аудитории. Уважают, значит! А с другой... Когда во всех без исключения ток-шоу обсуждался скандал, связанный с Харви Вайнштейном, как-то так выходило, что по итогам студийных дискуссий симпатии большинства участников оказывались на стороне сластолюбивого продюсера, а не его жертв. Последних осуждали даже очаровательные гостьи — известные актрисы, предпринимательницы, светские львицы, дружно возмущавшиеся идиотками, вдруг вспомнившими о страданиях, которые им 30 лет назад причинил щипок за задницу. Понятно, что ведущие программ могли легко склонить общественное мнение к противоположной точке зрения, но почему-то не захотели. Случись подобное на Западе, их бы с треском изгнали из эфира по требованию разъяренных феминисток.

Домостроевские стереотипы о взаимоотношениях полов намертво вколочены в наши головы. Мужчина должен обеспечивать семью, а женщина — хранить домашний очаг. Поэтому самцы, активно ходящие налево, в программах Малахова и Борисова не подвергаются жесткому остракизму, если продолжают заботиться о супругах и детях. А превратившиеся в неухоженных наседок сварливые жены вызывают большее сочувствие, нежели деловые фифы, скинувшие малышей на нянь ради удовлетворения собственных амбиций. Сомнительное поведение дам, оказавшихся в центре сюжета, гораздо чаще провоцирует дружный гнев, в отличие от выходок оскандалившихся кавалеров. Бабы сами во всем виноваты... Вот юная Диана: не напилась бы — не дала бы себя изнасиловать. А Виталина? Сразу видно, что стерва. Не из-за любви же и сострадания она окрутила знаменитого старика?!

При всем том, как уже было сказано, федеральное ТВ обожает своих зрительниц и пользуется взаимностью. Неслучайно же подавляющее большинство сериалов, идущих на «Первом», «России», «ТВ-Центре», строится примерно по одной схеме: 15 серий подряд главную героиню обижают, зато в 16-й судьба поворачивается к ней лицом. Таким образом, домохозяйкам создают позитивный настрой и веру в конечное торжество справедливости. Действие не может завершиться так, чтобы в их головы закралась мысль: «Как все-таки мир к нам несправедлив!»

Каналы никогда не забывают о том, что даже у самых «мужских» из них женщин у экранов всегда больше. Например, НТВ с его брутальными полицейскими боевиками обязательно вводит в них линию, способную не только привлечь любителей драк и погонь, но и растопить нежные женские сердца. Вспомним, например, «Пса», уже который месяц лидирующего в рейтинговых таблицах. Герой Никиты Панфилова не только груб, циничен и скор на расправу — он также обладает рядом качеств, призванных вызвать симпатию слабого пола. Раньше пил, из-за чего лишился работы, зато теперь завязал. Молодец! Жена ушла к лучшему другу, а он, бедный, страдает. Ну и, конечно, в глубине души он добр. И животных любит... Это все такие маленькие хитрости сценаристов.

А как обойтись без них, если о составе современной аудитории прекрасно осведомлены и рекламодатели?! Бесконечные ролики с аптеками, скидками, сладостями, акциями ретейла — это для кого? Даже в сюжетах про недвижимость и дорогие авто непременно используются образы семьи. Чтобы, досмотрев рекламу, «хранительница очага» многозначительно ткнула супруга локтем в бок: мол, а мы чем хуже?!

В отличие от ведущей федеральной четверки, «Домашний» более последователен. В его многочисленных реалити-шоу никогда не увидишь сцены унижения героинь. А еще канал исходит из того, что все женщины когда-то играли в принцесс, и по мере возможности пытается подарить им сказку. Часто это удается.

Неслучайно же в седьмой раз канал повторяет турецкий сериал «Великолепный век», дающий возможность и поплакать, и порадоваться. Вот и в предстоящие праздничные дни он ставит его в прайм-тайм как лучший подарок. А вот и результат: в еженедельном топе «Домашний» — непонтовый, не слишком богатый — все чаще оказывается в первой десятке наиболее востребованных каналов.