20 июля 2018г.
МОСКВА 
23...25°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.27   € 73.48
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЖИЗНЬ НА 101-М КИЛОМЕТРЕ

Вартанов Анри
Опубликовано 01:01 06 Апреля 2001г.

Кинорежиссер Леонид Марягин своими картинами показал себя приверженцем строгого, я бы даже

Кинорежиссер Леонид Марягин своими картинами показал себя приверженцем строгого, я бы даже сказал, безжалостного (в первую очередь по отношению к самому себе) реализма. В своем "101-м километре" - фильме, премьера которого состоялась на днях в столичном Доме кино - он признался в таких грехах своей молодости, которые другие обычно тщательно скрывают. Некоторых моих коллег откровенность режиссера даже шокировала: как же, он рассказал нам, что в первые послевоенные годы... воровал. И не для того, чтоб не умереть с голоду. Наоборот, воспитывался в интеллигентной семье, но при этом входил в шайку, где выделялся умением тонко спланировать сложную воровскую операцию.
При уникальной откровенности режиссера достоинства его ленты все же не в этом. Вернее, не только в этом. На примере своей юности Марягин, как мне кажется, сумел воссоздать образ минувшего времени. Картина рассказывает о начале 50-х: эйфория великой Победы уже прошла, и снова с прежней силой стала давить на людей репрессивная политическая машина.
В ленте показана жизнь людей на 101-м километре - в той зоне вдали от крупных городов, за которой разрешалось селиться пораженным в правах людям. Они прозябают в нищете и угнетении, "властная вертикаль" там олицетворяется, с одной стороны, вором в законе Костей (в его роли хорош Олег Жуков), который "держит город", а с другой - милицией и "людьми в штатском". Последние вяло пытаются противостоять воровской "малине", гораздо больше заботясь о надзоре над людьми, кажущимися им политически неблагонадежными, в число которых входит и отец главного героя Леньки.
Оператор Юрий Невский и художник Михаил Нежинский рисуют малопривлекательный портрет погруженного в темноту и непролазную грязь города. Контрастом к этим картинам, снятым в черно-белой гамме, стали яркие цветные вставки-иллюстрации из "Книги о вкусной и здоровой пище", изданной в сталинское время. Не имеющие прямого отношения к сюжету, они служат важным смысловым и эмоциональным контрастом к происходящему, придают киноповествованию дополнительный объем.
Такая смысловая доминанта тем более необходима, что режиссер чаще всего сознательно избегает каких-либо подсказок. Большинство поступков Леньки, его друзей и врагов лишены четких авторских оценок. Мало того, вор Костя на протяжении всего фильма выступает фактическим воплощением справедливости и нравственных принципов. Ленькин отец, который мог бы, наверное, что-то противопоставить воровской этике, появляется в одной-единственной сцене, ближе к концу, и советует сыну покинуть городок.
В таком, казалось бы, очевидном драматургическом упущении есть свой смысл. Автор, видимо, не захотел на экране помогать своему герою. Решил поставить его перед необходимостью самому выходить из положения, в котором тот оказался волею обстоятельств. Этим не только усилил напряжение сюжета, но и сделал значительнее своего главного героя. Усложнил творческую задачу, вставшую перед Петром Федоровым, исполнителем роли Леньки. Молодые актеры - а в большинстве ролей заняты в основном дебютанты - выглядят на экране органичными. Они ничего не играют специально - просто живут в "шкуре" своих сверстников начала 50-х. И силой своего дарования заставляют нас окунуться в то непростое время.
И последнее - об адресе ленты. Она, конечно же, выходит за пределы частной биографии. В наше время, когда перед каждым, кто вступает в жизнь, возникают непростые проблемы выбора жизненного пути, Ленькина история оказывается весьма поучительной. Он ведь прошел долгий путь по дороге к самому себе. И сумел дойти до верной цели... Но об этом мы узнаем уже из продолжения фильма, которое собирается снимать Леонид Марягин.




Как вы оцениваете выступление сборной России на чемпионате мира по футболу 2018 года?