27 февраля 2017г.
МОСКВА 
1...3°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.48   € 60.45
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЖИЗНЬ НА 101-М КИЛОМЕТРЕ

Вартанов Анри
Опубликовано 01:01 06 Апреля 2001г.

Кинорежиссер Леонид Марягин своими картинами показал себя приверженцем строгого, я бы даже

Кинорежиссер Леонид Марягин своими картинами показал себя приверженцем строгого, я бы даже сказал, безжалостного (в первую очередь по отношению к самому себе) реализма. В своем "101-м километре" - фильме, премьера которого состоялась на днях в столичном Доме кино - он признался в таких грехах своей молодости, которые другие обычно тщательно скрывают. Некоторых моих коллег откровенность режиссера даже шокировала: как же, он рассказал нам, что в первые послевоенные годы... воровал. И не для того, чтоб не умереть с голоду. Наоборот, воспитывался в интеллигентной семье, но при этом входил в шайку, где выделялся умением тонко спланировать сложную воровскую операцию.
При уникальной откровенности режиссера достоинства его ленты все же не в этом. Вернее, не только в этом. На примере своей юности Марягин, как мне кажется, сумел воссоздать образ минувшего времени. Картина рассказывает о начале 50-х: эйфория великой Победы уже прошла, и снова с прежней силой стала давить на людей репрессивная политическая машина.
В ленте показана жизнь людей на 101-м километре - в той зоне вдали от крупных городов, за которой разрешалось селиться пораженным в правах людям. Они прозябают в нищете и угнетении, "властная вертикаль" там олицетворяется, с одной стороны, вором в законе Костей (в его роли хорош Олег Жуков), который "держит город", а с другой - милицией и "людьми в штатском". Последние вяло пытаются противостоять воровской "малине", гораздо больше заботясь о надзоре над людьми, кажущимися им политически неблагонадежными, в число которых входит и отец главного героя Леньки.
Оператор Юрий Невский и художник Михаил Нежинский рисуют малопривлекательный портрет погруженного в темноту и непролазную грязь города. Контрастом к этим картинам, снятым в черно-белой гамме, стали яркие цветные вставки-иллюстрации из "Книги о вкусной и здоровой пище", изданной в сталинское время. Не имеющие прямого отношения к сюжету, они служат важным смысловым и эмоциональным контрастом к происходящему, придают киноповествованию дополнительный объем.
Такая смысловая доминанта тем более необходима, что режиссер чаще всего сознательно избегает каких-либо подсказок. Большинство поступков Леньки, его друзей и врагов лишены четких авторских оценок. Мало того, вор Костя на протяжении всего фильма выступает фактическим воплощением справедливости и нравственных принципов. Ленькин отец, который мог бы, наверное, что-то противопоставить воровской этике, появляется в одной-единственной сцене, ближе к концу, и советует сыну покинуть городок.
В таком, казалось бы, очевидном драматургическом упущении есть свой смысл. Автор, видимо, не захотел на экране помогать своему герою. Решил поставить его перед необходимостью самому выходить из положения, в котором тот оказался волею обстоятельств. Этим не только усилил напряжение сюжета, но и сделал значительнее своего главного героя. Усложнил творческую задачу, вставшую перед Петром Федоровым, исполнителем роли Леньки. Молодые актеры - а в большинстве ролей заняты в основном дебютанты - выглядят на экране органичными. Они ничего не играют специально - просто живут в "шкуре" своих сверстников начала 50-х. И силой своего дарования заставляют нас окунуться в то непростое время.
И последнее - об адресе ленты. Она, конечно же, выходит за пределы частной биографии. В наше время, когда перед каждым, кто вступает в жизнь, возникают непростые проблемы выбора жизненного пути, Ленькина история оказывается весьма поучительной. Он ведь прошел долгий путь по дороге к самому себе. И сумел дойти до верной цели... Но об этом мы узнаем уже из продолжения фильма, которое собирается снимать Леонид Марягин.


Loading...



Президент США Дональд Трамп ужесточил миграционную политику и запретил въезд в страну гражданам семи мусульманских стран. Поддерживаете?