03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОЛГЕ НЕКУДА ТЕЧЬ

Долгодворов Владимир
Опубликовано 01:01 06 Апреля 2005г.
Вообще-то Волга - давно не река, а каскад водохранилищ. На пути к Каспию стоят восемь плотин, использующих силу воды для выработки электроэнергии. Ученые до сих пор спорят, насколько было оправданно такое масштабное вмешательство в природу. Меж тем в Нижнем Новгороде родилась идея заложить плотину на последнем участке, где река течет в естественном русле. После чего великая Волга станет рукотворным морем.

Вот парадокс: при обилии водохранилищ Волга так и не стала надежным транспортным путем. На водной артерии, связывающей Балтику и Каспий, остался проблемный 60-километровый участок от Нижнего Новгорода до Городца, где высится плотина Горьковской ГЭС. Летом здесь крупные суда долго стоят на якоре, дожидаясь очереди, потому что гидроузел в состоянии обеспечить "проходную глубину" для теплоходов и барж лишь на два часа в сутки. Несколько лет назад даже туристические теплоходы из Москвы и Санкт-Петербурга ходили только до Городца, а из Перми и Астрахани - до Нижнего Новгорода. Пассажиры пересаживались на "ракеты", чтобы преодолеть мелководный отрезок.
Казалось бы, достаточно углубить фарватер - и все дела. Но не получается. Дно очень зыбкое, подвижное, и на сколько оно углубляется - на столько же "проседает" река. То есть уровень воды не повышается, зато возникают проблемы с водозаборами и другими гидротехническими сооружениями. Именно поэтому в качестве альтернативы возникла идея строительства в стороне от областного центра плотины, совмещенной с автомобильным мостом. Таким способом можно решить несколько проблем. Низконапорная плотина обеспечит подъем уровня Волги до четырех метров. В итоге будет закольцована единая глубоководная система, которая соединит Северную Европу со странами, имеющими выход к Каспийскому и Черному морям, и сделает главную российскую водную магистраль привлекательной для судоходных компаний.
По оценке президента Ассоциации судоходных компаний и судовладельцев речного транспорта Николая Смирнова, водный транспортный коридор может приносить в год до миллиарда рублей дохода. Речь идет об интеграции водных путей в соответствии с ратифицированным Россией соглашением "О международном транспортном коридоре Север - Юг". В противном случае Волга утратит статус единого водного пути, поскольку он большую часть навигации будет разделен на северную и южную части.
А у местных жителей есть и другой интерес. Многокилометровые пробки перед единственным в полуторамиллионном городе мостом через Волгу давно стали притчей во языцех. Город задыхается от выхлопных газов большегрузных фур, которые проходят по центральным улицам. Со строительством моста транзитный транспорт, следующий по федеральной трассе Москва - Киров, минует Нижний Новгород по объездной дороге.
Авторы проекта обязались учесть критические замечания экологов. Среди них - дополнительное укрепление берегов, а также компенсации гражданам за возможное подтопление садово-огородных участков. Но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
Одна из причин в том, что вот уже четверть века, с пуском в 1980 году Чебоксарской ГЭС, руководство Республики Чувашия настаивает на подъеме уровня водохранилища до проектной отметки - 68 метров по Балтийской системе. В этом случае проблемный участок станет судоходным, но будут затоплены тысячи гектаров пойменных земель в республике Марий Эл и Нижегородской области. А главное - будет подтоплена (извините за тавтологию), нижняя часть Нижнего, где проживает большинство горожан и где сложностей в весенние паводки и без того хватает. В зону затопления попадает территория широко известной в свое время Макарьевской ярмарки. А знаменитый монастырь останется островком в море человеческого безрассудства и будет обречен, так как фундаменты подтопит рукотворное море.
Руководство Чувашии понять можно. С выходом водохранилища на проектную отметку вырастет выработка дешевой электроэнергии, а этот товар на рынке всегда востребован. Однако экологические последствия могут стать катастрофическими. Кстати, эта ГЭС официально не принята в эксплуатацию и работает во временном режиме. Думается, не случайно: кто-то еще надеется и на такой вариант!
На днях в Нижнем Новгороде министр транспорта РФ Игорь Левитин обсуждал вопрос о строительстве низконапорной плотины. Помнится, два года назад совещание на эту тему проводил теперь уже бывший министр Олег Франк, однако с той поры ничего не изменилось. Тома документации пылятся в чиновничьих кабинетах. Где именно - даже в дирекции программы "Возрождение Волги" не знают.
В зависимости от того, будет плотина одна или в комплексе с небольшой ГЭС, на строительство потребуется от 14 до 24 миллиардов рублей, срок окупаемости проекта - от 10 до 15 лет (мост хотят сделать платным, плюс сборы за шлюзование судов). Но пока нет ответа на вопрос, станет ли Волга морем, то есть частью европейского глубоководного пути.
МНЕНИЕ ЭКОЛОГА
Член-корреспондент РАН Алексей ЯБЛОКОВ:
- Построить плотину так, чтобы не было подтопления земель, невозможно. Весь вопрос - в масштабе. Можно с уверенностью сказать, что на участке, где уровень Волги поднимут на 4 метра, грунтовые воды будут наступать на берег со скоростью примерно 3 - 4 километра в год. Это значит, что около 50 близких к реке поселков окажется в зоне подтопления. Пострадают заливные луга. Ухудшится качество воды, так как в донных отложениях водохранилищ накапливается гораздо больше вредных веществ. Вообще комиссия ООН по плотинам 4 года назад вынесла однозначное заключение: строительство плотин на равнинных реках - экологическое преступление.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников